31.10.19

Духов не хватит: парфюмеры готовятся снизить импорт в Россию

По прогнозам бизнеса, новые правила маркировки ударят по ассортименту недорогих туалетных вод и повысят цены.

В российских магазинах может сократиться ассортимент духов и туалетной воды, предупредили производители и импортеры. Риск связан с новыми правилами маркировки зарубежной парфюмерной продукции, предложенными Минпромторгом, рассказали «Известиям» источники на рынке. Информацию подтвердили в ассоциации «Русбренд». А в Ассоциации прямых продаж прогнозируют рост цен на парфюмерию из Европы и Америки на 5–15%. С 1 июля 2020 года производители и поставщики должны будут наносить на упаковки товаров цифровые коды, причем в случае импортной продукции сделать это придется до пересечения госграницы России — за рубежом или на таможенных складах. Бизнес добивается разрешения проводить маркировку внутри РФ. Однако контролирующие органы против исключений для импортеров — это может привести к легализации фальсификата, сказал «Известиям» замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.

Запах новой жизни

Минпромторг в начале октября опубликовал проект постановления правительства о правилах маркировки парфюмерной продукции –– духов и туалетной воды. На упаковки этих товаров будут наносить цифровой код Data Matrix. До 29 октября документ находился на общественном обсуждении. Из него следует, что маркировка будет обязательной уже с 1 июля 2020-го (добровольный эксперимент длится уже сейчас).

Согласно документу, на отечественные товары знаки идентификации будут наносить на производстве или в местах хранения. Импортные же духи и туалетную воду придется маркировать до того, как они пересекут государственную границу РФ и начнут проходить таможенные процедуры.

То есть на продукцию, которую везут из-за рубежа, можно наносить цифровые коды либо за рубежом, либо на таможенном складе, когда товар уже в России, но еще не растаможен, пояснили «Известиям» в Минпромторге.

По словам источника «Известий» в одной из компаний-импортеров, оба предложенных варианта грозят производителям существенными дополнительными расходами. Будет проще проводить маркировку не на производстве, а на территории третьих стран — ближе к границе с РФ. Но даже в этом случае изготовителям и поставщикам придется изменить всю логистику. Также при таком варианте возникают значительные риски: компании не располагают собственными складами во всех странах. Значит, операции по выгрузке, маркировке и погрузке придется доверить сторонней структуре, но ответственность за правильность нанесения меток несет производитель или импортер.

— Вся продукция в Россию поступает в запломбированных контейнерах, — пояснил собеседник «Известий». — Если же производителям и поставщикам придется по пути следования ее маркировать, то возникнут дополнительные существенные затраты на обработку груза, а также риск пересортицы, брака и так далее.

Таможенные склады также неудобны компаниям с экономической точки зрения, уточнил источник. Прежде всего потому что часы их работы ограничены временем функционирования таможенных постов, а значит, процесс маркировки будет прерываться. Более того, на сегодняшний момент лишь один владелец такого склада готов работать с импортерами парфюмерии по внедрению маркировки. Все остальные отказались и готовы оказывать только услуги хранения.

Если эта схема не изменится, импорт парфюмерной продукции в РФ может снизиться, полагает собеседник «Известий». Будет сокращен и ассортимент — для низкого ценового сегмента (до 1 тыс. рублей) как минимум на 10%.

Схожее мнение выразил и исполнительный директор ассоциации «Русбренд» (объединяет в том числе импортеров парфюмерной продукции) Алексей Поповичев. Он сказал «Известиям», что ассортиментный ряд поставляемой в РФ продукции может существенно сократиться, если не будет найдено решение, которое позволит зарубежным компаниям маркировать свою продукцию в России уже после прохождения таможенных процедур. Предлагаемые сейчас варианты грозят производителям и поставщикам значительными дополнительными расходами, подтвердил он.

По мнению президента Ассоциации прямых продаж Тамары Шокарёвой, внедрение маркировки отразится и на ценах для потребителей. Качественная парфюмерия из Европы и Америки, по ее оценкам, может подорожать на 5–15%.

Исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Александра Скоробогатова согласна с коллегами: таможенные склады — крайне неудобный для бизнеса вариант, это чревато дополнительными расходами. Траты можно сократить, если компаниям позволят маркировать продукцию внутри страны на арендованных складах, отметила она.

Однако, по ее мнению, цены в связи с внедрением маркировки вырастут не только на импортную, но и на отечественную продукцию. Как сообщали «Известия», каждый завод, по данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации, потратит на сами аппараты для маркировки и переоборудование всего технологического процесса на предприятии порядка 30 млн рублей.

Вариант со складом

По оценкам участников рынка, доля импортных духов и туалетной воды в РФ — 50–70%.

В одной из компаний-импортеров сказали, что производители уже направляли свою позицию в Минпромторг и предупреждали о рисках. Как писали «Известия», ранее предполагалось, что обязательной маркировка станет уже в декабре этого года. Однако в итоге дату перенесли, но спорные вопросы пока так и не разрешены.

Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов сказал «Известиям», что контролирующие органы не поддерживают появления исключений из правил для импортируемых духов и туалетной воды (в части возможности их маркировки на территории РФ на складе компании уже после выпуска во внутренний оборот). Это может спровоцировать рост доли незаконного рынка и создание схем уклонения от требований об обязательной маркировке.

Ввоз немаркированной продукции в РФ создает риски легализации незаконной продукции — эта позиция неоднократно высказывалась представителями ФТС и Роспотребнадзора, подчеркнул Виктор Евтухов.

По словам президента корпорации «Единая международная сеть таможенных складов» Владимира Елина, маркировка парфюмерии возможна на складах временного хранения и таможенных складах. Это стандартная услуга для владельцев таких площадей. Хотя пока сложно сказать, хватит ли имеющихся складов, чтобы проводить тотальную маркировку духов и туалетной воды.

Однако остается вопрос с доступом в зоны таможенного режима людей, которые не являются персоналом складов. То есть тех, кто будет проводить маркировку. Сегодня владельцы площадей за допуск третьих лиц могут лишиться лицензии. Этот момент пока не до конца продуман, отметил Владимир Елин.

"Известия"