16.04.07

Два цвета времени

Целенаправленная работа ФТС России по борьбе с «серым» импортом, в особенности в группе бытовой техники и электроники, была отмечена на одном из последних заседаний Правитель¬ства. Совместные усилия контролирующих органов и игроков рынка привели к значительному «обелению» некоторых сегментов. К примеру, растаможка мобильных телефонов «в белую», по разным оценкам, составляет в настоящее время от 80 до 90 процентов.

По данным таможенной статистики, в 2005 году официально зарегис¬трированный импорт мобильных телефонов составил 15,75 миллиона штук при общей стоимости 1,56 милли¬арда долларов. При этом средняя сто¬имость одного телефонного аппарата составила 99,37 доллара, а таможенные платежи составили 376 миллионов дол¬ларов. В 2006 году объем ввоза мобиль¬ных телефонов увеличился в два раза и составил уже 31,17 миллиона штук при общей стоимости 4,51 миллиарда дол¬ларов и средней стоимости одного те¬лефонного аппарата 144,75 «зеленых».

Таможенные платежи, в свою очередь, составили 1,08 миллиарда долларов. То есть, средняя декларируемая стоимость мобильного телефона увеличилась в 1,45 раза, а таможенные платежи уве¬личились в 2,9 раза. Аналогичные ре¬зультаты наблюдаются и в других сег¬ментах рынка радиоэлектроники.

По данным компании «Евросеть», продажи мобильных телефонов на рос¬сийском рынке в 2006 году составили 29,27 миллиона штук при средней роз¬ничной цене 193 доллара за штуку. Та¬ким образом, оценка российского рынка, проведенная комиссией «Евросеть», совпадает с данными таможенной ста¬тистики. Произведя необходимые вы¬четы (таможенная пошлина - 5 процен¬тов, НДС - 18 плюс торговая надбавка), можно получить указанную выше сред¬нюю декларируемую таможенную сто¬имость одного телефонного аппарата. На основании этих данных можно с уверенностью говорить об «обелении» именно этого сегмента рынка. Конечно, была проделана большая работа, в том числе и по сбору информации о стои¬мости мобильных телефонов различ¬ных фирм-производителей.

В 2006 году в структуре ФТС России был создан отдел информационного обеспечения контроля таможенной стоимости, одним из основных на¬правлений работы которого являет¬ся доведение до таможенных органов ценовой информации о ввозимых на таможенную территорию РФ товарах. Информация предоставляется в Феде¬ральную таможенную службу непос¬редственно производителями товаров, где она впоследствии анализируется и в обработанном виде направляется в таможенные органы для использова¬ния в работе.

По данным Главного управления федеральных таможенных дохо¬дов (ГУФТД) ФТС России, на начало 2006 года таможенная служба распола¬гала официальной ценовой информа¬цией от 34 компаний-производителей. В настоящее время такая информация представлена уже 183 компаниями, в том числе: BenQ (Siemens), Candy, Daewoo, De'Longhi, Electrolux, Gorenje, JVC, LG, Motorola, Nokia, Panasonic, Pantech, Pioneer, Samsung, Sony, SonyEricsson, Sharp, Thomson, Toshiba и другими. В течение 2006 года в та¬моженные органы было направлено порядка 1000 писем с официальной ценовой информацией. Ее использова¬ние позволяет организовать контроль таможенной стоимости товаров на ас¬сортиментном уровне и существенным образом повышает собираемость тамо¬женных платежей.

О результатах работы, направленной на повышение эффективности конт¬роля таможенной стоимости товаров свидетельствует, по данным ГУФТД, увеличение в 2006 году индекса тамо¬женной стоимости (ИТС).

Бизнес-сообщество полностью под¬держивает инициативы ФТС России и готово к сотрудничеству. Следующим шагом в борьбе с «серым» импортом, считают многие игроки рынка элек¬тробытовой техники и электроники, станет переход на прямые поставки и прямые контракты. Это естествен¬ная эволюция рынка на пути к циви¬лизации, ведь именно так работают западные рынки. Однако процесс достаточно труден и сложен. Как го¬ворят эксперты, не все компании-про¬изводители заинтересованы в этом, кое-кого устраивают непрозрачные цепочки попадания их товара на рос¬сийский рынок.

А вот что касается ритейлеров, то, как считают в компании «Связной», для них переход на прямые конт¬ракты и прямые поставки жизненно необходимо для того, чтобы, в том числе, конкурировать на равных со всеми игроками рынка. Это касается не только цены на аналогичный то¬вар, но также и, к примеру, сервиса. В настоящее время всю ответс¬твенность за проданный товар несет только продавец, это его риски и его потери в случае возврата неисправ¬ного аппарата в течение гарантий¬ного срока. Так, довольно часто, на¬пример, возвращают когда-то дорого купленные мобильные телефоны, но в конце гарантийного срока, когда их цена снизилась вдвое. При этом предпочитая брать деньгами, и тут же покупают на них другой дорогой мобильный телефон. Это, по при¬знанию ритейлеров, не единичные случаи, и они дорого им обходятся. В случае же прямых поставок, когда товар будет предназначаться конк¬ретно для России, проблемы сервиса будут решаться по-иному.

Однако вступление в цивилизован¬ный рынок - не всегда приобретения, но и потери, по крайней мере, в крат¬косрочном периоде. Так, вступление в ВТО предполагает решительные шаги, которые должна сделать российская сторона в изменении своего законо¬дательства, в том числе и по защите прав интеллектуальной собственнос¬ти. Эта сфера вызывает наибольшие нарекания со стороны, например, США, являясь препятствием к вступ¬лению в ВТО.

Однако медленно, но верно россий¬ская сторона двигается в этом направ¬лении. И с первого января 2007 года, по сведениям из хорошо информиро¬ванных источников, должно вступить в силу положение, на основании ко¬торого вся аудиовизуальная продук¬ция будет облагаться 3-5-процентным налогом, который будет поступать на счет специально созданного агентс¬тва по защите авторских прав. Экс¬перты полагают, что речь может идти об объеме средств порядка 100-200 миллионов долларов. Естественно, что в конечном итоге за это заплатят потребители, которые, как считают разработчики данной нормы, вполне могут тиражировать какой-то интел¬лектуальный продукт, перезаписав его на носитель с теле-, аудио и прочей аппаратуры. Эти 3-5 процентов и бу¬дут вкладом потребителя в то, что он может пользоваться чьей-то интеллек¬туальной собственностью.

Если же вернуться к рынку мобиль¬ных телефонов, то в настоящее время в Минэкономразвития рассматривается возможность отмены ввозных пошлин на них и портативную электронику. Возможная отмена 5-процентной пош¬лины - это, безусловно, революцион¬ная новость для рынка. Его операто¬ры считают, что после введения этой меры розничные цены на телефоны опустятся на 6-6,5 процента. При этом производители начнут ввозить свои телефоны напрямую и реализовывать их за рубли. Соответственно кредиты для ритейлеров на западе станут де¬шевле, что скажется на снижении рис¬ков для компаний, страхующих пос¬тавки в России. Что касается «серых» поставок, то их доля будет вообще не¬значительной.

ПоказательВсегоСНГДЗ
200520062005200620052006
Физический объем, млн. тонн72,0173,9740,140,6431,9133,33
Стоимость, млрд. долл.73,8496,1210,5410,9963,3085,12
ИТС, долл. США за кг.1,031,300,260,271,982,43


Валентина ДУДКОВА
Журнал «Таможня»