30.10.07

Две версии дела Железного Бахи

Вчера в столице Приморья началось открытое судебное разбирательство по делу отстраненного от должности начальника Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Эрнеста Бахшецяна. Он обвиняется в совершении нескольких преступлений, в том числе контрабанде.

Компанию Бахшецяну на скамье подсудимых составили его заместитель Александр Воробьев, начальник отдела таможенного досмотра таможенного поста «Морской порт Восточный» Находкинской таможни Дмитрий Сусоев, старшие государственные таможенные инспекторы Денис Петров и Евгений Проявко, а также сотрудник коммерческой фирмы Вадим Васич.

Почти год следствие собирало доказательства обвинений, предъявленных «группе Бахшецяна», которые сводились к тому, что таможенный генерал, воспользовавшись своими полномочиями, открыл «зеленую улицу» для трех фирм, которые регулярно везли в Приморье контейнеры с азиатскими товарами. С этих структур, по версии обвинения, бралась фиксированная ставка (около 8 тыс. долл. – по товарам хозяйственной группы, около 6 тыс. долл. – по строительным материалам, около 18 тыс. долл. – по товарам народного потребления) за каждый 40-футовый контейнер. За это таможня гарантировала минимальный досмотр товаров при проверке. Ущерб от действий Эрнеста Бахшецяна в виде недоплаты таможенных платежей составил 444 млн. руб.

Впрочем, существует и неофициальная версия дела Железного Бахи, как за глаза звали генерала подчиненные за жесткий нрав и увлечение тяжелой атлетикой. Если верить ей, то таможенника упрятали за решетку за его борьбу с могущественной группировкой контрабандистов, зарабатывающих миллионы на несовершенстве приморской границы. Авторы этой версии ссылаются на слова замгенпрокурора РФ Виктора Гриня, прямо назвавшего приморского депутата, в прошлом бизнесмена, Геннадия Лысака членом организованной преступной группировки. Силовики обратили внимание и на самого депутата: был задержан адвокат Александр Литвинов, занимавшийся делами Лысака, а в офисе его адвокатской конторы изъяты документы. И отставку приморского сенатора Игоря Иванова в 2006 году местные СМИ связывали с близостью бывшего члена Совета Федерации к тем самым фирмам.

Пока опальный генерал сидел в СИЗО, а следствие выясняло, в чем он виноват, таможенный скандал в Приморье набирал обороты. В июле заместителем Находкинского транспортного прокурора Андреем Гореловым в отношении нескольких представителей отдела таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) поста «Морской порт Восточный» были возбуждены новые уголовные дела. Под следствием оказались начальник отдела Тарас Евдокименко, его заместитель Алексей Пашко и несколько главных государственных инспекторов. В конце сентября во Владивостоке было заведено уголовное дело еще на двух сотрудников Владивостокской таможни. Один из них – начальник правового отдела Александр Соколов. Таможенникам предъявлено обвинение в получении взятки. По данным прокуратуры, они в течение четырех месяцев получали деньги от предпринимателя за необходимые ему решения при ввозе автомобилей. Александр Соколов был задержан с поличным в своем служебном кабинете после получения 2000 долл.

В Приморье с нетерпением ждали начала процесса над Эрнестом Бахшецяном, чтобы понять: борьба ли это с неугодными для высокопоставленных коррупционеров или действительно чистка чиновничьих рядов. Между тем, даже если Железный Баха сумеет доказать свою невиновность, возглавить управление он вряд ли сможет. По странному стечению обстоятельств, контракт, подписанный им с Федеральной таможенной службой, закончился еще в первой половине октября.

Независимая газета ng.ru 30.10.07