22.02.06

Э.Бахшецян: Приоритет закона

Зона ответственности Дальневосточного таможенного управления - от Чукотки до Приморья и от Сахалина до Якутии. В ДВТУ входят 16 таможен, в том числе Дальневосточная оперативная таможня, и 59 таможенных постов. Таможенное оформление осуществляется в 85 пунктах пропуска: 5 автомобильных, 10 воздушных, 3 железнодорожных, 2 речных, 55 морских и 10 смешанных. Дальний Восток России все прочнее интегрируется в азиатско-тихоокеанский рынок. Крепнущие внешнеторговые связи вызывают интерес не только у бизнеса, но и у криминала. Баснословные прибыли от незаконных и полулегальных внешнеэкономических операций привлекают контрабандистов всех мастей. В борьбе с ними Дальневосточное таможенное управление стоит на страже интересов нашего государства и его граждан. Рассказать об этом мы попросили главного таможенника Дальнего Востока генерал-майора таможенной службы Эрнеста Бахшецяна.

- Эрнест Анзорович, Вы руководите управлением уже более года. Чего удалось достигнуть за это время в области борьбы с контрабандой, с какими проблемами пришлось столкнуться?

- Если мы говорим о контрабанде в классическом понимании этого деяния, которое квалифицируется ст. 188 Уголовного кодекса РФ, то за 11 месяцев 2005 года общее число уголовных дел, возбужденных таможнями Дальневосточного управления, составило 185, что на четверть больше, чем за аналогичный период прошлого года. Стоимость предметов преступления при этом превысила 1,7 миллиарда рублей, что больше показателя прошлого года в пять раз. Однако, если мы допускаем чуть более расширительное толкование термина, которое обычно принято в обиходе, и относим сюда так называемые контрабандные составы по делам об административных правонарушениях, то к показателям стоит приплюсовать еще 2835 фактов пресечения попыток противоправного перемещения через границу различных товаров стоимостью более 1,2 миллиарда руб. Как минимум по 500 делам об административных правонарушениях стоимость предмета правонарушения превышает 100 тысяч рублей.

Образно говоря, мы перестаем тырить мелочь по карманам и все более работаем по-крупному.

Главной проблемой, с которой пришлось столкнуться на Дальнем Востоке, является массированность попыток контрабандного перемещения товаров, при очевидном участии в противозаконных операциях должностных лиц таможен.

- В средствах массовой информации проходили сообщения о пресечении крупных каналов контрабанды в Находкинской и Владивостокской таможнях. На Ваш взгляд, это победа или все-таки поражение? Ведь масштабы явления позволяют говорить о долговременных и устойчивых каналах контрабанды в зоне деятельности этих таможен. И сразу же вопрос о ситуации в других таможнях Дальнего Востока.

- Я бы не стал применять военную терминологию, заложенную в формуле победа-поражение , несмотря на возникающую порой уместность сравнения нашей работы с ведением боевых действий. Здесь нет места однозначности и категоричности оценок. Кроме того, перманентность противоборства контрабандистов и таможенников на протяжении всей истории мировой торговли только подчеркивает относительность сиюминутных результатов. Все зависит от точки зрения. В моем представлении, позитивных моментов в том, что удалось сломать несколько контрабандных схем, гораздо больше, чем негативных. Однако если посмотреть под другим ракурсом, то стоит признать, что эта победа - следствие поражения , которое таможенная служба на Дальнем Востоке потерпела в предшествующий период. Мы ведь весь год работали прежде всего над исправлением управленческих ошибок, совершение которых позволило каналам контрабанды окрепнуть и устояться. Очевидно, что общее отставание Находкинской таможни от прогнозного задания в фискальной составляющей на сумму свыше 2 миллиардов рублей обусловлено, мягко говоря, ненадлежащим уровнем контроля над достоверностью декларирования.

Было бы глупо и самонадеянно считать, что в остальных таможнях с достоверностью декларирования все в порядке. Но все же в зоне деятельности как Владивостокской, так и остальных таможен, расположенных на сухопутной российско-китайской границе, ситуация не такая мрачная, как в Находке. Хотя каждая из таможен имеет проблемы как общего, так и специфического характера, противодействие контрабанде в них носит более организованный и системный характер.

- Крупные устойчивые каналы контрабанды всегда наводят на мысль о коррупции в таможенных органах...

- Я уже упоминал и вновь подтверждаю, что без пятой колонны существование контрабандного канала невозможно в принципе. Никаких новых рецептов в борьбе с коррупцией у нас нет. Службе собственной безопасности управления отводится одна из главных ролей. Ее сотрудниками возбуждено за 8 месяцев 80 уголовных дел, из них с коррупционной составляющей - больше половины. По числу выявленных пособников - это лучший результат в стране, за что стражам безопасности отдельное спасибо.

Ощутимое повышение зарплаты таможенников летом этого года нельзя отнести в наш актив, так как решение принималось на президентском уровне. Но я упоминаю о повышении денежных окладов в качестве преамбулы к тому, что в ДВТУ не пошли по пути поголовного установления надбавок по максимуму, в результате чего у каждого начальника таможни появилась возможность маневрировать финансами и поощрять должностных лиц, действительно этого заслуживающих. Каждое крупное задержание предметов контрабанды получает максимальную огласку и премии при этом люди получают, поверьте, достойные.

Кроме того, уплотнение ведомственного контроля со стороны управления, которое ощущают все таможни региона, имеет своей конечной целью создание такого положения вещей, при котором будет бессмысленно давать взятки, так как сговор с выпускающими инспекторами не приведет ни к чему, кроме бессмысленных трат. Конечно, над лишением таможенных чиновников административной ренты , которую они получают, пользуясь служебным положением, еще работать и работать, но реальные подвижки происходят. Мы постепенно выстраиваем такую систему прохождения товаров через границу, при которой заплатить государству установленные законом платежи выгоднее, чем пытаться минимизировать свои финансовые издержки, прибегая к подкупу инспектора и платежам крыше .

- Можно ли говорить о существенных различиях контрабанды в европейских районах России и на Дальнем Востоке?

- Если говорить о предметах контрабанды, то у нас в регионе наиболее характерны контрабанда товаров народного потребления, биоресурсов, леса, также несколько иная ситуация с наркотиками. Во всяком случае, стрелы на карте, изображающие восточный канал афганского опиумно-героиново-го наркотрафика, пока так и остаются виртуальными. А вот амфетамины и препараты, их содержащие, задерживаются практически каждый день, большей частью в объемах, позволяющих отнести их к категории для личного пптпебления .

- Как Вы считаете, насколько сегодня эффективно проводиться борьба с контрабандой биоресурсов, особенно морских?

- Пресечение контрабанды морских биоресурсов, пожалуй, самое тяжелое направление правоохранительной составляющей Дальневосточного таможенного управления. Неадекватность имеющихся в таможенной службе сил и средств масштабам противоправной деятельности, помноженной на безумно огромные водные пространства, не дают права выставить самим себе положительной оценки. За полгода таможнями региона возбуждено 52 дела об административных правонарушениях, непосредственным объектом которых являются морские биоресурсы в количестве, превышающем тысячу тонн и стоимостью свыше 22 миллионов рублей.

Можно долго говорить на эту тему, но по большому счету контрабандные схемы две: бесконтрольное пересечение границы и перегруз улова с судна с открытой границей на судно с закрытой границей .

Проблема в том, что сегодня только в Сахалинской таможне есть достаточно серьезный флот и авиация, и эффективность их применения, по моим данным, наивысшая в России.

Думается, что только силовым путем, мы проблему не решим. Перед назначением на должность мне предоставили возможность изучить опыт других стран. Эффективнее всех проблему решает Марокко. Они сочетают административный ресурс, в виде патрулирования своих территориальных вод скоростными вооруженными катерами, с экономическим рычагом, заранее взимая с иностранных судов вмененный доход, устанавливаемый из брутто-регистровой грузоподъемности судна.

- В настоящее время таможенные органы России всерьез занялись защитой объектов интеллектуальной собственности - появились первые крупные дела в этом направлении. Какие существуют проблемы и Ваше видение их решения?

- На этом новом направлении в работе Дальневосточного таможенного управления мы получили ощутимые результаты. Возьму на себя смелость предположить, что нам удастся еще не раз инициировать возбуждение расследований по нарушению авторских прав. Объемы уже перехваченных товарных партий (напомню, что нам удалось изъять из оборота свыше 156 тысяч пар кроссовок Адидас , Рибок , Найк , Пума ) показывают, насколько велика латентность подобного рода правонарушений. Больших проблем здесь нет, нужно только правильно и вовремя сориентировать сотрудников, предварительно обучив их.

Журнал "Таможня"