30.04.09

Еда не едет

Перевозки сокращаются вместе с импортом

Падение импорта продовольствия – в первую очередь мяса – началось осенью прошлого года и продолжается до сих пор. Вслед за импортом падают перевозки по железной дороге: отечественный производитель пока выбирает автотранспорт. Однако, утверждают эксперты, железнодорожники могут побороться за этот груз.

По данным Федеральной таможенной службы, в январе – феврале 2009 года физические объёмы закупок свежего и мороженого мяса уменьшились на 50,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объёмы закупок птицы – на 38% (по предварительным данным, в марте они упали ещё резче – на 46,6%. Данных по мясу за март – апрель пока нет). Импорт сыров и творога упал на 31%, свежемороженой рыбы – на 15,2%.

«Кривая» железнодорожных перевозок продовольствия идёт вслед за импортом: согласно отчётности ОАО «РЖД», погрузка мяса в первом квартале снизилась на 33%, рыбы – на 11%, продовольственных товаров – на 20%.

В отличие от импорта производство российского мяса растёт. По прогнозам Министерства экономического развития и торговли, в 2009 году производство свинины будет увеличено на 6%, птицы – на 16%. Однако от роста производства и падения импорта выигрывает автотранспорт: железнодорожные операторы, которые возят мясо в рефсекциях, «охлаждёнкой» не занимаются. «Рефсервис», у которого курятина и свинина составляют около 10% от общих объёмов перевозок, жалуется на 20-процентное падение перевозок в этом сегменте. «Замещать эти объёмы охлаждённым мясом мы не вправе, – рассказывает замглавы «Рефсервиса» Олег Богомолов. – Минимальный срок доставки мяса в рефсекциях – неделя, а «охлаждёнка» хранится не более пяти дней». Ещё один оператор, занимавшийся перевозками «заморозки» – ООО «Скоротранс», – перестал работать с мясом ещё в конце 2008 года: просто перестали приходить заказы.

«В России основное производство мяса – это выращивание курятины на уровне регионов. Перевозить его в пределах одного округа по железной дороге смысла нет: региональные птицефабрики не смогут предоставить достаточные объёмы, чтобы загрузить рефсекцию», – рассуждает замглавы «Рефсервиса».

В компании «Мираторг» подтвердили, что при перевозках «охлаждёнки» от собственных свинокомплексов до переработки пользуются только автотранспортом – слишком мало транспортное плечо.

А вот представитель совета США по экспорту мяса птицы Альберт Давлеев утверждает, что перевозки российской курятины по железной дороге на Дальний Восток за последнее полугодие резко увеличились: «Там нет собственных птицефабрик. Несмотря на немалые расходы по перевозке – 7–8 руб./кг, российская птица успешно конкурирует по цене и качеству с импортной».

У железнодорожников есть шанс забрать у автомобилистов часть внутреннего рынка перевозок мяса, считает руководитель инвестиционно-аналитической группы «Хладопродукт» Тимур Митупов: железнодорожные перевозчики могут предложить клиентам стабильные поставки и качественное обслуживание груза.

«Гудок», 30.04.2009