23.12.08

Едем на Восток

Отечественному автопрому помогут отвоевать дальневосточный рынок

Железнодорожные тарифы на перевозку отечественных автомобилей с заводов-производителей будут «обнулены», а автокредиты станут выдавать на льготных условиях. Такими методами правительство пытается спасти отечественные автоконцерны от банкротства.

За последний месяц правительство уже дважды помогло российскому автопрому: 12 декабря одобрено постановление о повышении ввозных пошлин на новые авто в недорогом ценовом сегменте – до 325 тыс. руб. – с 48% до 54%, а максимальная ставка пошлины теперь будет распространяться уже на иномарки не семи, а пяти лет. В минувшую пятницу премьер Владимир Путин озвучил инициативу «обнулить» железнодорожный тариф на перевозку автомобилей из любой части России на Дальний Восток. Именно там местные жители сейчас активно протестуют против введения протекционистских мер.

Как пояснил премьер, выпадающие доходы РЖД в результате «обнуления» тарифа будут компенсированы из федерального бюджета. Правда, о какой сумме идёт речь и когда новый тариф вступит в действие, пока не ясно. Не исключено, что это прояснится во вторник на заседании правительственной антикризисной комиссии при обсуждении параметров инвестпрограммы РЖД. Замминистра транспорта Евгений Москвичев надеется, что новый механизм будет выработан уже в январе.

Пока же ОАО «РЖД» анализирует свои возможности для реализации премьерской инициативы.

Пресс-секретарь главы компании Александра Буратаева отметила, что у РЖД есть «дочка» – «РейлТрансАвто» с объёмом автоперевозок 30 тыс. автомобилей ежемесячно. «Потенциал у неё есть, и руководство «дочки» сделает всё возможное для обеспечения перевозок на Дальний Восток в необходимых объёмах», – подчеркнула Александра Буратаева.

Действительно, по данным самого ОАО «РейлТрансАвто», объём автоперевозок из Центрального региона России на Дальний Восток в последние годы был незначительным: 4 – 5 тыс. машин в год. Прежде всего это продукция АвтоВАЗа по среднему тарифу 40 тыс. руб. на единицу. По словам директора компании по маркетингу и стратегическому развитию Екатерины Кульбака, при «обнулении» ставок ОАО «РЖД» на перевозки отечественных машин в Дальневосточный регион конечные тарифы для грузоотправителей могут значительно снизиться, а объёмы поставок – вырасти. Впрочем, насколько точно вырастут поставки наших машин на Дальний Восток, Екатерина Кульбака сказать затруднилась.

Конечная цена отечественного авто для потребителей будет зависеть от того, смогут ли снизить цены дилеры на местах. Сейчас цена на автомобиль марки «Калина» составляет до 300 тыс. руб., «Приора» – не более 330 тыс. руб. в автосалонах Москвы. На этом фоне праворульные подержанные иномарки на Дальнем Востоке стоят существенно дешевле.

Зарубежные автоконцерны, поставляющие новые автомобили на отечественный рынок, формируют свою ценовую политику таким образом, что логистическая составляющая равномерно распределяется по всем дилерским центрам. В результате цена на иномарку при прочих равных условиях схожа в Москве и Хабаровске.

«Если ВАЗ будет выстраивать свою ценовую политику аналогичным образом, то и цена на его продукцию может снизиться», – полагает Екатерина Кульбака. Тем не менее «обнуление» тарифа на перевозку отразится и на частных операторах подвижного состава. Однако говорить о конкретной стоимости перевозок пока рано.

Что касается дополнительных мер по стимулированию внутреннего спроса, то премьер-министр Владимир Путин сообщил, что государство увеличит закупки автомобилей для милиции, военных, спасателей и других социальных учреждений. На эти цели к уже имеющимся 10 млрд руб. будет дополнительно выделено 12,5 млрд руб. Ещё 40 млрд руб. будут направлены для создания специализированной лизинговой компании под кураторством Минтранса. «Она приобретёт большой объём техники для постоянного лизингового оборота», – пояснил в беседе с «Гудком» глава Минпромторга Виктор Христенко. Ещё одна мера поддержки – автокредиты. Они для покупателей станут дешевле: правительство пообещало субсидировать 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ при покупке автомобиля до 350 тыс. руб. с обязательным условием: машина должна сойти с конвейера на территории России.

«Гудок», 22.12.2008