20.03.08

Единое таможенное пространство: российская версия

Единое таможенное пространство, как и остальные формы объединений постсоветских государств, показало свою крайнюю непрочность и ущербность. Вчера вступил в силу временный запрет на поставки зерна в страны Таможенного союза, куда помимо России входят Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан, который Москва ввела, опасаясь реэкспорта в условиях низких запасов зерна в нашей стране. На это решение первой отреагировала Белоруссия. Минск заявил протест такому «союзнику» и готовит выпустить по этому поводу специальную ноту МИДа. Российские аналитики считают, что Москва напрасно принесла в жертву интересы интеграции, предпочтя сиюминутную экономическую выгоду.

Угроза роста цен на хлеб заставила российское правительство установить в январе 2008 года заградительные пошлины на экспорт зерновых. Дополнительно к этому правительство ввело полный запрет на вывоз пшеницы и меслина (смеси пшеницы и ржи) в страны Таможенного союза (см. «НГ» от 19.02.08). Такие меры, по расчетам чиновников, должны воспрепятствовать реэкспорту российской пшеницы через страны Таможенного союза, таможенные пошлины при движении товаров между которыми не уплачиваются.

Запрет на вывоз пшеницы в страны Таможенного союза вступил в силу с 19 марта и должен действовать до 1 мая 2008 года. Однако российский Минсельхоз уже пообещал продлить действие запретительных экспортных пошлин до 1 июля, поэтому не исключено, что на этот же срок будет продлен и запрет на любой экспорт зерна в страны-союзницы.

Как пояснили корреспонденту «НГ» в белорусском Минсельхозпроме, объемы закупок пшеницы Белоруссией настолько незначительны, что «эти объемы можно купить без особых потерь в любой стране, даже в Канаде». «Нас возмущает другое – нарушаются союзные договоренности», – пояснил «НГ» белорусский чиновник.

Ранее такую же оценку действий России высказала заместитель министра сельского хозяйства Белоруссии Надежда Котковец. «Плохо, что Россия официально закрыла экспорт зерна в Белоруссию – даже не с точки зрения Таможенного союза, а с точки зрения Союзного государства», – заявила она. По информации министра, МИД Белоруссии направил «соответствующую ноту» правительству России. При этом замминистра подчеркнула, что Белоруссии в этом году необходимо для собственных нужд около 120–150 тыс. тонн пшеницы «на продовольственные цели», и почти все они уже закуплены.

Из-за климатических условий в Белоруссии почти нет своей пшеницы твердых сортов, поэтому для производства высококачественного хлеба эту пшеницу приходится закупать за рубежом. Однако белорусские чиновники надеются в перспективе превратить страну из импортера в экспортера зерна. В 2006 году Белоруссия импортировала около 250 тыс. тонн пшеницы. Из них в России было приобретено только 18 тыс. тонн, а остальные – в Казахстане, Украине и Литве. При этом в 2007 году Минск планировал закупить в других странах лишь около 100 тонн пшеницы.

Примечательно, что другой экспортер пшеницы – Казахстан – более лоялен к союзникам. Астана решила не вводить запрет на экспорт собственный пшеницы в другие страны, несмотря на угрозу роста внутренних цен. Вместо запретов Астана заручилась обещаниями местных производителей устойчиво снабжать внутренний рынок. Об этом сообщил министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов. «Мы договорились, что ограничений на экспорт зерна мы пока вводить не будем. Все решили на договорной основе. Для внутреннего потребления производители направят необходимый объем зерна по фиксированным ценам, поэтому ограничительных мер не будет», – заявил в начале марта Ахметжан Есимов.

Сами по себе временные запреты и ограничения на вывоз товаров между странами – участницами Таможенного союза являются обычной практикой: правительства стран СНГ предпочитают решать сиюминутные проблемы, оставляя приверженность принципам интеграции на потом. Так, например, с 2003 по 2007 год Минск ввел ограничения на импорт российского пива – с целью «защиты собственной пивоваренной отрасли». Ранее Белоруссия вводила и отменяла ограничения на ввоз из России муки, крупы и хлебобулочных изделий. Временный запрет на экспорт мазута для защиты собственного рынка вводил в 2005–2006 годах и Казахстан.

«В отношении соседей Россия сейчас действует как пожарный, который пытается разрешить сиюминутную проблему, отодвигая интересы остальных стран на второй план», – считает гендиректор «Финэкспертизы» Агван Микаелян. По его словам, конфликт интересов двух стран можно было решить путем переговоров и согласованных действий таможенных служб. «Силовые меры по ограничению экспорта формируют не очень удачную практику, которая противоречит интересам формирования единой таможенной политики», – считает Микаелян.

Между тем техническое оснащение общего таможенного пространства России и Белоруссии продолжается полным ходом. С 1 мая 2008 года Белоруссия планирует начать эксплуатацию системы контроля за фактическим перемещением российских товаров по таможенной территории республики. Как пояснил глава белорусской таможни Александр Шпилевский, контроль за товарами будет основан на информационном обмене с российскими коллегами, благодаря которому таможенники будут получать предварительное уведомление о фактическом движении российских грузов.

В Москве не разделяют возмущения белорусских властей. Как пояснили «НГ» в российском МЭРТе, «в соглашениях о Таможенном союзе предусмотрена возможность введения запрета на вывоз товаров в случае угрозы возникновения его критического недостатка на внутреннем рынке, однако при этом должны быть проведены соответствующие консультации с заинтересованными сторонами».

Независимая Газета ; 20.03.2008