20.12.18

Эффективность транспортно-логистической стратегии

Одной из ключевых составляющих инфраструктуры Казахстана, безусловно, является транспортная система. Она влияет на уровень развития экономики страны, что демонстрирует положительная динамика роста транспортной отрасли в структуре ВВП. При этом оптимизированные транспортно-логистические сети ускоряют процессы индустриализации страны и способствуют углублению и регионального, и международного сотрудничества.

Одним из знаковых событий данной оптимизации стало создание новой дочерней организации в структуре АО "НК "КТЖ". Всего пару лет назад, в начале 2016 года руководство КТЖ приняло решение о создании АО "КТЖ-Грузовые перевозки", которое объединило все региональные отделения дорог.

Уже за этот короткий промежуток времени АО "КТЖ-Грузовые перевозки" есть чем гордиться в сфере железнодорожных перевозок, на сегодняшний день компания является одним из драйверов национальной экономики.

В 2016 году эксплуатационный грузооборот составил 191 млрд. тонно-километров. Если обратить внимание на социально значимые грузы, то зерна погружено 8,5 млн. тонн (экспорт - 4,5 млн. тонн), уголь – 61,2 млн. тонн по РК, всего - 90,5 млн. тонн, продукты перемола – 3,4 млн. тонн (2,5 - экспорт). Общая погрузка составила 234 млн. тонн, внутри РК – 155,6 млн. тонн.

В 2017 году эксплуатационный грузооборот составил 209 млрд. тонно-километров. При этом погружено социально значимых грузов: зерна - 8,4 млн. тонн (экспорт - 5 млн. тонн), угля – 69,6 млн. тонн по РК, всего - 102,3 млн. тонн, продуктов перемола – 3,4 млн. тонн (2,5 - экспорт). Общая погрузка составила 241,6 млн. тонн, внутри РК – 162 млн. тонн.

Если обратить внимание на цифры 2018 года, то только за 11 месяцев текущего года на 6% выросла погрузка на сети АО "НК "КТЖ". С начала 2018 года эксплуатационный грузооборот составил 203 млрд. тонно-км, что на 7 % выше показателя за аналогичный период прошлого года. За январь - ноябрь погружено 233,5 млн. тонн, что на 6% больше, чем в прошлом году. По железной дороге перевезено 95 млн. тонн каменного угля (+2% к январю - ноябрю 2017 года), 22,8 млн. тонн руды железной (+8%), 18,3 млн тонн руды цветной (+7%), 19,4 млн. тонн строительных грузов (+ 8%).

За 11 месяцев перевезено 10,2 млн. тонн зерна, что на 38% выше показателя прошлого года, 3,1 млн. тонн продуктов перемола (+8%).

Напомним, решение о создании национального перевозчика грузов на базе АО "Локомотив" принято в рамках реализации плана реорганизации КТЖ с целью реализации государственной программы развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы до 2020 года. Таким образом, перевозочная деятельность и железнодорожная инфраструктура были разделены. Это позволило создать ориентированный на рынок сервис грузовых и мультимодальных перевозок и дало нацкомпании возможность на равных соперничать с мировыми лидерами сферы грузоперевозок.

Одно из поручений Главы государства, предусмотренных Государственной программой инфраструктурного развития "Нурлы жол" на 2015 –2019 годы, является становление Казахстана как части мировой транспортно-коммуникационной системы. Развитие транспортно-логистического хаба в центрально-восточном макрорегионе создает единую систему доставки и хранения грузов из Китая в Казахстан и далее в страны Восточной и Западной Европы. То есть, речь идет о континентальном и трансконтинентальном транзите в направлениях север-юг и запад-восток. Задача с успехом выполняется. Ведь хотя на глобальном рынке грузовых перевозок развернулась настоящая борьба за грузопотоки, наша страна, благодаря своему выгодному географическому расположению, имеет преимущество в этой растущей конкуренции.

Перед компанией поставлена задача привлекать грузы в традиционных и новых видах сегмента для обеспечения роста транзитных перевозок с использованием различных видов транспорта. Работа АО "КТЖ-Грузовые перевозки" настроена таким образом, чтобы в первую очередь удовлетворять запросы грузоотправителей и грузополучателей.

Для этого продолжается работа над повышением эффективности всего перевозочного процесса. Компания обеспечивает стабильность функционирования единого технологического процесса, управляемости и безопасности перевозок по сети.

Развитие контейнерного транзита помимо прямых экономических выгод дало толчок к расширению номенклатуры и географии контейнерных перевозок. К примеру, в 2016 году запущены регулярные прямые маршруты зерновых шаттлов на казахстанской железной дороге, а также на экспорт. Активная маркетинговая кампания, укрепление партнерств и альянсов с участниками рынка, предложение конкурентоспособных сроков и стоимости перевозки, эффективные логистические решения позволяют привлекать новых клиентов и запускать новые маршруты.

Если в 2016 году проследовала свыше 1900 контейнерных поездов, то уже в 2017 году более 2900. Только за январь и ноябрь количество контейнерных поездов составляет более 4000.

В то же время, Президент Казахстана поставил задачу внедрения цифровых технологий во все сферы экономики. КТЖ одним из первых приступило к внедрению диджитализации в своей деятельности. К примеру, на сегодняшний день в грузовых перевозках запущен сервис по онлайн отслеживанию грузов, внедрен сервис электронного замка, обеспечивающий сохранность груза и оперативное реагирование на попытки несанкционированного доступа к нему.

Большим достижением является то, что в настоящее время уже все грузоотправители Казахстана осуществляют планирование и оформление перевозок посредством автоматизированной системы управления договорной и коммерческой работы (АСУ ДКР). Для этого обеспечен стопроцентный охват станций, открытых для грузовых операций, а это порядка 456 железнодорожных станций.

В АСУ ДКР задействовано более 7 000 специалистов АО "КТЖ – Грузовые перевозки" и порядка 24 тысяч грузоотправителей.

Данная система обеспечивает оперативность, прозрачность и эффективность производственных процессов. В ней автоматически производится формирование электронных накладных, вагонного листа, контроль проверки вагона по паспортным данным, кодов плательщика, подача электронной заявки на переадресовку грузов.

Также в безбумажной технологии налажено взаимодействие с крупными клиентами по обмену электронными сообщениями, в результате чего осуществляется автоматическое формирование ведомости подачи и уборки вагонов.

Автоматизирована обработка электронных перевозочных документов в АСУ ДКР и на межгосударственных стыковых пунктах.

Преимущества системы по достоинству оценили грузоотправители. Клиенты отмечают, что внедрение АСУ предоставило им возможность не выходя из дома, только имея доступ к Интернету, получать услуги по перевозке грузов. Переход на электронное обслуживание позволил сократить процесс планирования перевозки с 11 часов до 5 минут во внутриреспубликанском сообщении, с 35 часов до 1 часа - в экспортном сообщении.

Параллельно ведется работа по цифровизации процессов в мультимодальных перевозках, которая, в первую очередь, направлена на решение задачи роста транзитных контейнерных перевозок.

ADVIS.ru