11.02.09

Экономический кризис спутал карты

Представители малого и среднего бизнеса, входящие в «Опору России», обсудили свою роль в реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ.

Особо жаркая дискуссия завязалась при обсуждении планового переноса таможенного оформления и таможенного контроля за пределы Москвы и Московской области. Глава Национального сельскохозяйственного союза Алексей Афанасьев напомнил, что до первого марта предполагается провести реорганизацию процедуры таможенного оформления на территории столицы, и из 45 действующих постов оставить пять, которые будут иметь определенную специализацию деятельности. Московский железнодорожный пост – таможенное оформлении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом; Выставочный пост – таможенное оформление товаров для выставочных мероприятий; пост Международный почтамт – таможенное оформление МПО, печатной продукции; пост Завод Автофрамос – автомобильные комплектующие для производства автомобилей на «Автофрамосе»; Рябиновый пост – оформление дипгрузов.

При этом он и другие представители бизнеса понимают, что данное решение продиктовано задачами по совершенствованию системы таможенных органов Московского региона. Исходя из этого, предполагается практически полное прекращение в Москве таможенного оформления товаров, поступающих автомобильным транспортом; оптимизация и систематизация местонахождения таможенных органов на территории Московской области; поэтапный перевод таможенного оформления и таможенного контроля из Московского региона в приграничные субъекты РФ.

В связи с этим, сказал А. Афанасьев, возникают технические вопросы. «Существующие грузопотоки предлагается распределить между 49 постами в Московской области и, может быть, таможенными постами соседних областей. Простой пересчет позволяет сделать вывод о том, что количество обращений на эти посты увеличится на 70-80 процентов, – уверен он. – Понимая, что технически эти посты не готовы к таким изменениям, мы можем предположить, что такое перераспределение увеличит время таможенного оформления каждой машины в 2-3 раза».

Кроме того, заметил он, предполагаемая перегрузка товаров на малотоннажные машины приведет к нарушению хранения грузов и, как следствие, его частичной порче. Кроме того, увеличится количество колесной техники на дорогах Москвы и области, поскольку для перевоза груза из одной машины (20 тонн) требуется 4-5 малотоннажных. В свою очередь надо иметь в виду, что на сегодняшний день в автопарках Москвы и области отсутствует необходимое количество малотоннажных машин, оборудованных холодильными установками для перевозки скоропорта.

Национальный сельскохозяйственный союз обработал статистические данные по грузопотокам и выявил, что: 96 процентов мясной, 84 процента молочной, 95 процентов рыбной, 94 процента овощной и фруктовой, 97 процентов фармацевтической продукции и 90 процентов остального скоропорта, поступающих в Москву, оформляется на столичных и областных постах. Половина этой продукции проходит оформление на территории именно Москвы. По данным, представленным основными 10 сетевыми компаниями, занимающимися реализацией продуктов питания, только 6-8 процентов грузов, оформленных в Москве и области, отправляется в регионы. Вследствие этого они опасаются, что внезапное изменение режима работы таможенных постов приведет к нарушению технологии снабжения жителей региона скоропортящимися товарами, росту цен и образованию дефицита перечисленных групп товаров.

Во избежание упомянутых последствий, сказал А. Афанасьев, Союз предлагает, не нарушая основной последовательности мероприятий, изложенных в Концепции, сохранить возможность таможенного оформления скоропортящихся грузов на территории Москвы в наиболее приготовленных постах. «По существующей статистике, объем ско-ропорта составляет 22-24 процента от общего грузопотока, приходящего через Московские посты. Таким образом, сокращение общего грузопотока на 76-78 процентов обеспечит реализацию первой задачи предлагаемой Концепции».

Что касается второго этапа Концепции, то есть перевода процедуры таможенного оформления всех грузов на приграничные таможенно-логисти-ческие терминалы, то участники дискуссии уверены, что реализация этого решения является сложной многофакторной задачей. Она потребует системного подхода и тщательного изучения таких составляющих как, например, организация строительства самих постов в условиях кризиса, обеспечение ТЛП профессиональными, квалифицированными кадрами, организация процедуры перегрузки и сохранности товаров и много другого.

В целом же, уверены участники дискуссии, процедура подготовки решений по каждой из задач потребуют достаточного количества времени и ресурсов. «Однако в случае принятия положительного решения по организации таможенного оформления скоропортящихся грузов на территории Москва, – сказал А.Афанасьев, – это процедура будет безболезненной и не ощутимой для жителей региона, что поспособствует реализации второй и третьей задачи рассматриваемой Концепции». В том, что Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к госгранице РФ, будет воплощаться в жизнь, уверен руководитель комитета по ВЭД и таможне «Опоры России» Леонид Лозбенко: «Вряд ли это направление будет изменено, и губернаторы к этому положительно относятся». Ведь у глав регионов появится возможность на подведомственных им территориях создавать новые объекты – терминалы, что означает появление новых рабочих мест.

Согласно Концепции, напомнил Л. Лозбенко, на линии контроля должны остаться две службы. То, что таможня преображается – это требование времени, новых реалий. Так, по его мнению, за последние семь лет таможенное оформление в зоне ЕС вообще претерпело революционные изменения. Российская таможенная служба, считает Л. Лозбенко, двигается в правильном направлении, однако есть ряд факторов, которые затрудняют и мешают ее движению в цивилизованном направлении. К таким факторам он отнес проблему единообразной правоприменительной практики, отсутствие единой информационной сети между контролирующими органами, наличие многочисленных интеграционных объединений на постсоветском пространстве и, как следствие, превалирование в этом политики, что в конечном итоге мешает экономике и работе таможни.

Участники дискуссии согласились с тем, что, как сказал президент «Опоры России» Сергей Борисов, «не надо апеллировать к одной многострадальной таможне, она вынуждена выполнять, что ей предписывается». При обсуждении Концепции, в частности, возникли также тревожащие бизнес вопросы государственно-частного партнерства при строительстве таможенно-логистических терминалов, на каком расстоянии они будут находиться от границы и другие.

Президент «Опоры России» призвал участников дискуссии сформулировать все вопросы и направить свои предложения в правительство, подчеркнув при этом, что в целом, малый и средний бизнес поддерживают Концепцию, однако ее реализация «попала на кризис». Так что главный вопрос в этой непростой ситуации в сроках и формах реализации Концепции.

Журнал "Таможня"