27.01.16

Экономика тормозит контейнеризацию

Контейнеры наиболее востребованы в международных перевозках и при транспортировке грузов с высокой добавленной стоимостью или повышенными требованиями к сохранности, например оборудования, потребительских товаров, электроники, цветных металлов, целлюлозы и т. д. Именно поэтому основным драйвером роста рынка является потребительский и инвестиционный спрос, а также экспорт относительно дорогостоящих сырьевых товаров, продажи которых в последние годы развивались более быстрыми темпами по сравнению с экономикой в целом, однако в минувшем году именно по этим номенклатурам больнее всего ударил кризис.

Рынок под давлением

За 15 лет доля контейнерных грузов удвоилась, но это все равно не более 3–4% от всей грузовой базы. В развитых странах показатели в разы больше. На результаты работы транспортно-логистических компаний и, как следствие, ОАО «РЖД» в 2015 году влияло немало внешних факторов. Во-первых, как отмечают отраслевые аналитики, падение внешнеторгового оборота, прежде всего импорта. И, во-вторых, снижение объемов промышленного производства и низкий уровень потребительской активности. Больше всего просел импорт, в то время как в первые месяцы 2015-го увеличились объемы экспорта. В сегменте грузоперевозок в крупнотоннажных контейнерах произошла переориентация направлений грузопотока. Однако превалирование экспорта над импортом уже во второй половине года несколько сократилось. «Если в начале года поставщики наших основных экспортных товаров резко нарастили объемы, пытаясь ухватить максимум выгоды от значительного падения курса рубля, то в течение года цены на сырье в мире падали, и достаточно быстро. Именно поэтому даже низкий курс рубля не смог спасти экспортеров от провала рынка», – комментирует директор по направлению «аналитика и логистика» компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин.

По мнению экспертов, одним из вариантов увеличения объемов грузоперевозок может стать рост контейнеризации внутрироссийских поставок, особенно на расстояния свыше 2 тыс. км. Они полагают, что импортозамещение европейских товаров развивает внутрироссийский товарообмен и стимулирует рост транспортировок из государств Азиатско-Тихоокеанского региона и стран ближнего зарубежья. Нельзя не сказать и о том, что на фоне падения объемов импортных перевозок, связанного с изменением курса рубля по отношению к доллару, евро и швейцарскому франку, наблюдается стабильный рост объема транзитных перевозок грузов, в том числе по Транссибирской магистрали. Отметим, что в сегодняшних экономических условиях предоставление данной услуги для России весьма выгодно. Дело в том, что плата за транзит по принадлежащей ОАО «РЖД» инфраструктуре производится в швейцарских франках – валюте, которая постоянно укрепляется.

Падение как неизбежность

Основная доля контейнерных грузов – это товары народного потребления и продовольственные товары зарубежного производства, спрос на которые упал вследствие снижения покупательной способности населения, девальвации рубля и контрсанкций РФ.

Также значительно снизился объем перевозимых по железной дороге в контейнерах химических и минеральных удобрений по сети железных дорог России. Так, в 2015 году они сократились на 50,1% относительно 2014-го, до 21,89 тыс. TEU. На экспорт было отправлено 19,01 тыс. TEU, что на 54,2% меньше показателя 2014 года (41,5 тыс. TEU). А во внутреннем сообщении перевезено 2,41 тыс. TEU (+34,9%). Транзитные перевозки составили 453 TEU (-6,4%), импортные – 16 TEU (-70,4%).

Пострадала и перевозка металлических конструкций – на 30,7%. В том числе во внутреннем сообщении было перевезено 4,78 тыс. TEU (-18,8%). Снижение импортных перевозок составило 62,1%, до 563 TEU, транзитных – 38,7%, до 1,59 тыс. TEU, экспортных – 68,5%, до 17 TEU.

Однако эти номенклатуры занимают небольшую долю в общем объеме контейнерных грузов, в отличие от промтоваров. За прошлый год их было транспортировано по сети РЖД 142,83 тыс. TEU. Объем перевозки данной категории грузов просел на 12,4% по отношению к уровню 2014-го. Надо отметить, что объем импорта и экспорта снизился на 16,9 и 21,1% соответственно. В то же время транзитные перевозки показали рост на 43,9% и составили 24,32 тыс. TEU.

Похожая ситуация прослеживается и при перевозке других номенклатур. Так, транспортировка строительных грузов в контейнерах по сети РЖД в 2015 году сократилась на 13,3%, до 78,47 тыс. TEU, лома черных металлов – на 12,9%, до 21,8 тыс. TEU, мяса – на 12,1%, до 14,08 тыс. TEU, фасованных топливных присадок и масел – на 3,9%, до 72,2 тыс. TEU.

Рост вопреки ожиданиям

Однако не все так плохо, как могло бы быть. На 40,7% относительно аналогичного периода прошлого года увеличилось количество транспортируемых в контейнерах зерновых грузов и составило 3,67 тыс. TEU. В том числе во внутреннем сообщении за прошлый год было перевезено 2,07 тыс. TEU (+0,9% к уровню 2014 г.), в экспортном – 1,26 тыс. TEU (рост в 5,4 раза), в импортном – 212 TEU (+21,1%), транзитном – 136 TEU (-9,9%). Показали рост и перевозки рыбы и рыбопродуктов в контейнерах по сети железных дорог России по итогам 2015-го. Увеличение составило 8,7% относительно аналогичного периода предыдущего года, до 18,91 тыс. TEU.

Чаще в прошлом году стали пользоваться железной дорогой при доставке продуктов перемола в контейнерах на 4,2% (7,1 тыс. TEU), цветных металлов – на 2,5% (97,62 тыс. TEU).

Как ранее комментировал РЖД-Партнеру генеральный директор ОАО «ВМТП» Константин Соколов, именно применение контейнеров дало возможность реализовать технологию доставки груза от двери до двери. «Современные технологии позволяют перевозить в контейнерах практически любые виды грузов – сыпучие, навалочные, тарно-штучные, крупногабаритные, тяжеловесные, объемные. Конечно, в пределах объема и грузоподъемности контейнера. Кроме того, возможно осуществлять поставки и малыми партиями, меньше времени уходит не только на загрузку-выгрузку, но и на транспортировку груза до конечного потребителя. Но главное – контейнеризация грузовых перевозок приводит к снижению логистических (промежуточных, складских) операций, что в конечном итоге сказывается на стоимости товара», – подчеркивает К. Соколов.

Помимо кризиса в экономике, участники рынка отмечают, что развитию контейнерного бизнеса в России во многом мешает дефицит пропускной способности сети. Среди сдерживающих факторов эксперты называют не только неразвитость внутренней инфраструктуры по обработке контейнеров, но и ее общее состояние.

РЖД-Партнер