30.08.06

Экспансия азиатского ширпотреба

Произведенные в Китае товары народного потребления - неотъемлемая часть рынков США европейских государств и России в том числе. По данным международных экспертов, пол" вина всех индустриальных товаров в мире производится в настоящее время в Китае. Так что проблема заключается только в том, каким образом они завозятся в страну, а также в степени защищенности внутреннего рынка, то есть своих собственных товаропроизводителей. О положении дел в отечественной легкой промышленности и возможных путях выхода из кризиса рассказывает председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Борис ФОМИН.

- Какова доля отечественных производителей текстильной и легкой промышленности на внутреннем рынке? Каков объем импорта? Какова, по вашей оценке, доля контрабандной и контрафактной продукции?

- Рынок потребления товаров текстильной и легкой промышленности в 2005 году составил 1,25 миллиарда рублей. К сожалению, доля российских товаров здесь постоянно снижается и в настоящее время составляет 18,8 процента. При этом около 20 процентов приходится на официальный импорт. Из этого следует, что около 60 процентов товаров импортируется в страну нелегально, без соответствующего таможенного оформления. Российский потребитель сегодня практически кредитует развитие текстильной и легкой промышленности в Китае, Турции и странах Юго-Восточной Азии. В итоге государство в виде налогов и отчислений во внебюджетные фонды, по экспертным оценкам, недополучает ототрасли почти 180 миллиардов рублей. Так что мы считаем задачу сокращения в ближайшие четыре года доли теневого импорта до 10 процентов от внешнеторгового оборота реально выполнимой.

- Каков, по вашим оценкам, вклад челноков в этом сегменте рынка? Как вы оцениваете изменения в сторону уменьшения по весу и периодичности беспошлинного ввоза товаров для личных целей для физических лиц? Нужны ли еще изменения по этим параметрам? Какой должна быть норма по стоимости?

- По экспертным оценкам, челноки и участники карго-перевозок ввозят продукции на четыре миллиарда долларов. Доля импорта челноков и контрабанды в продаже трикотажных изделий составляет 73 процента, обуви - 27 и меховых изделий - 78. То, что в целях защиты российского рынка товаров текстильной и легкой промышленности Правительством внесены изменения в Положение о применении единых ставок таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, мы только приветствуем. Считаем что эту работу необходимо продолжить в части снижения ценового предела беспошлинного и безналогового ввоза ими товаров с 65 тысяч до 15 тысяч рублей.

Постановлением Правительства 28 декабря 2004 года 863 были повышены размеры таможенных сборов за оформление товаров, что касалось в основном грузов, перемещаемых на условиях карго-перевозок. И тем не менее мы полагаем, что здесь также целесообразно проработать вопрос о возможности сокращения объемов и ограничения числа ввоза товаров на территорию России. С этой же целью активизировалась и работа по пресечению поступления контрабандного товара. В частности, создана межведомственная рабочая группа для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти под руководством заместителя главы Минпромэнерго Ивана Матерова. Следует отметить усиление работы правоохранительных органов в этом направлении. Сегодня они чаще стали упреждать нарушения таможенного законодательства. - Перед таможенной службой поставлена задача наведения по рядка в данном сегменте рынка и получения качественно иных показателей уже до конца текущего года. Ваше отношение к этому?

- Можно только приветствовать такие намерения. Большую помощь в этом может оказать проведение мониторинга состояния потребительского рынка в увязке с объемами производства и импортом товаров отрасли.

Общественность уже обращалась по вопросам увеличения контрабандной и контрафактной продукции в первую очередь из Китая, но решение этих проблем пока не нашло соответствующей поддержки. В этой связи мы придаем большое значение разработке и внесению в Госдуму проекта закона "О потребительском рынке РФ", регулирующего порядок и правила поступления в Россию потребительских товаров и обеспечивающего цивилизованные формы торговли, экспортно-импортных операций.

- На какие основные проблемы должны обратить внимание таможенные органы при администрировании вашего рынка? Какова, по вашей оценке, степень его консолидации? Какой процент игроков рынка объединяет ваш союз?

- Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности объединяет практически все союзы и ассоциации по подотраслям и координирует усилия их членов по защите общих интересов. Поэтому можно сказать, что каждый игрок рынка находится в поле деятельности союза. Нашей большой проблемой является сложившаяся ситуация, которая характеризуется тем, что при падении объемов производства в отрасли за последние четыре года реализация товаров легпрома была востребована в опережающих темпах. По оценкам экспертов, рост составил 35 процентов, в том числе: чулочно-носочных изделий - 35, верхнего трикотажа - 30, меховых, швейных изделий и обуви - 22-24. Мы полагаем, что в целях проведения совместных действий на рынке товаров текстильной и легкой промышленности по защите интересов отечественных предприятий необходимо заключение соглашения о сотрудничестве между ФТС России и нашим союзом.

- Как вы относитесь к сбору ценовой информации? Какие в этой связи могут возникнуть сложности на вашем рынке?

- Мы с пониманием относимся к совершенствованию системы взимания таможенных платежей, предусматривающей применение дифференцированной ставки таможенных тарифов в зависимости от уровня заявленной стоимости за единицу ввозимого товара. Надеемся, что усовершенствованная система станет нам помощницей в вопросах защиты российских производителей от демпинга со стороны китайских производителей. С нетерпением ждем ввода в действие мини-каталогов и ценовых справочников, оправдавших себя при администрировании подержанных иномарок, а теперь, надеемся, и при импорте одежды и обуви.

- Требуются ли, на ваш взгляд, изменения в Таможенный кодекс, учитывающие интересы отечественных товаропроизводителей, в том числе и применительно к вашему сегменту рынка? Может быть, необходимы изменения в другие законодательные акты?

- Частично я уже этого касался и хотел бы привести пример Китая, который занимает второе место по экспорту текстильной продукции. Эта страна увеличила ввоз текстиля в Россию с 2001 по 2004 годы в три раза. Одновременно с поддержкой своего производителя Китай вытесняет с внутреннего рынка импортные товары. За этот же период доля иностранной текстильной продукции снизилась с 20,5 до 16,2 процента. Исходя из этого, мы полагаем, и наше государство должно поставить заслон нелегальному импорту товаров, опираясь на Таможенный кодекс.

- Какими вы видите взаимоотношения таможни и участников ВЭД?

- У нас есть общая цель - защита внутреннего рынка, в том числе от контрабандной и контрафактной продукции. Поэтому поиск совместных эффективных форм работы по этим вопросам с привлечением профессионалов-экспертов от отрасли окажет, на наш взгляд, неоспоримую помощь в общем деле. В общеотраслевом разрезе мы используем в этих целях потенциал Торгово-промышленной палаты России. Вопросы совершенствования регулирования международных перевозок товаров легпрома совсем недавно стали темой для широкого обсуждения в рамках Консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России. Отрадно, что во время дискуссии особо подчеркивалась необходимость радикальной перестройки работы таможенной службы, наведение порядка и ужесточение действующего законодательства в этих вопросах.

Журнал "Таможня"