19.10.07

Экспертиза поможет установить истину

В Новосибирске состоялось заседание коллегии Сибирского таможенного управления по двум актуальным темам: организации таможенного контроля товаров, происходящих из стран Юго-Восточной Азии и Китая, и об эффективности взаимодействия таможенных органов с экспер- тно-криминалистическими службами – региональными филиалами Центрального экспертно-криминалистического управления Федеральной таможенной службы (ЦЭКТУ ФТС России).

Заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева, открывая заседание коллегии, сказала: «Федеральная таможенная служба пытается ввести китайские товары в русло достоверного декларирования, используя грамотные пути администрирования. Но для этого необходимы конкретная разумная критика и конкретные оптимальные предложения с мест, из регионов».

Первый заместитель начальника СТУ по таможенному контролю Константин Винс, выступая с докладом по теме «Результаты таможенного контроля товаров, происходящих из стран Юго-Восточной Азии и Китая: проблемные вопросы», отметил, что повышение эффективности мер по обеспечению достоверного декларирования товаров, ввозимых из этих стран, является одной из приоритетных задач таможенных органов и одним из основных источников пополнения федерального бюджета. В первую очередь это обусловлено тем, что в структуре импорта СФО данная категория товаров в первой половине 2007-го составила около 33 процентов (в стоимостном выражении).

Константин Винс подчеркнул, что таможенными органами СТУ достигнуты определенные результаты в организации контроля за импортируемыми из стран ЮВА и Китая товарами, отмечена эффективность предпринимаемых мер по обеспечению их достоверного декларирования. Так, в рамках взаимодействия с налоговыми и иными государственными контролирующими органами проведено 58 проверок. В результате доначислено 710,8 тысячи рублей, взыскано 681,8 тысячи рублей таможенных платежей. В первой половине 2007 года таможенными органами СТУ возбуждено 1509 дел об административных правонарушениях и 65 уголовных дел, объектами которых являются товары, ввозимые из стран ЮВА и Китая.

При осуществлении контроля за товарами, ввозимыми из стран ЮВА и Китая, выявлен ряд проблемных вопросов:

– отсутствие предварительного информирования между таможенными органами России и таможенными органами сопредельных государств;

– ввоз физическими лицами коммерческих партий товаров под видом товаров, предназначенных для личных целей, что приводит к значительному недобору причитающихся к уплате таможенных платежей и уходу от применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

– неэффективность постаудита в отношении импортеров, перемещающих товары, происходящие из стран ЮВАи Китая, и применяющих, в основном, упрощенную систему налогообложения.

– отсутствие возможности сопоставления в автоматизированном режиме сведений, содержащихся в различных информационных базах, в процессе аналитической работы, проводимой подразделениями таможен и РТУ по направлениям деятельности в рамках реализации системы управления рисками.

Для решения указанных проблем необходимо обеспечить:

– развитие международного таможенного сотрудничества в целях получения достоверной ценовой информации, а также информации об объемах вывоза товаров из стран-контрагентов;

– формирование и ведение в таможенных органах СТУ справочно-информационных баз данных по ценам мировых и внутренних рынков на товары, ввозимые из стран ЮВА и Китая, характерные для регионов деятельности СТУ;

– проведение подразделениями таможенной инспекции общих таможенных ревизий на этапе декларирования товаров для проверки информации об участниках ВЭД, в отношении которых проведение эффективных мероприятий по контролю после выпуска затруднено, в том числе по причине применения ими упрощенной системы налогообложения.

Заместитель начальника Сибирского таможенного управления по экономической деятельности Дмитрий Некрасов выступил по вопросу «Осуществление контроля правильности классификации товаров с учетом результатов экспертиз в экспертно-криминалистических службах – региональных филиалах ЦЭКТУ ФТС России». В своем докладе Некрасов отметил, что взаимодействие таможенных органов с экспертно-криминалистическими является одним из важных направлений деятельности.

В зоне ответственности СТУ полномочия на проведение экспертиз и исследований возложены на экспертно-криминалистические службы – региональные филиалы ЦЭКТУ ФТС России, расположенные в Новосибирске и Иркутске (далее – ЭКС). Проведение в лабораториях ЭКС идентификационных, материаловедческих, товароведческих, криминалистических, технологических экспертиз, а также технико-криминалистических исследований документов дает таможенным органам СТУ дополнительную возможность осуществлять на более высоком качественном уровне таможенный контроль в отношении товаров (транспортных средств), перемещаемых через таможенную границу РФ.

На основании результатов таможенного контроля с использованием экспертиз и исследований ЭКС таможенными органами СТУ выявляются контрафактные товары и объекты интеллектуальной собственности, факты материального подлога. Кроме этого, производятся корректировки таможенной стоимости товаров, классификационных кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России), что приводит к дополнительным начислениям подлежащих уплате таможенных платежей.

На основании предложений ЭКС СТУ ежегодно разрабатывает и направляет в таможенные органы перечни товаров, при декларировании которых рекомендовано направление их на экспертизу в ЭКС. При этом условиямивключения товаров в указанные перечни являются возможность занижения размера ставки ввозной пошлины, таможенной стоимости, ухода от применения мер нетарифного регулирования (сертификация, лицензирование лекарственных препаратов, содержащих наркотические, психотропные вещества). Исследование всех товаров, включенных в перечни, может проводиться в объеме, необходимом для таможенных целей. Номенклатура товаров достаточно обширна и включает в себя молочные продукты, фрукты, арахис, сахар, соки, лекарственные средства, краски и лаки, обувь, бумагу, ткани и др.

В первой половине 2007 года проведено 2 039 товароведческих экспертиз, из них 23 процента приходится на стадию таможенного оформления и контроля. Вместе с тем возможности экспертно-исследовательских отделов ограничены. Искусствоведческие, трассологические экспертизы, а также экспертизы, связанные с расчетом таможенной стоимости товаров, определением принадлежности товара к категории культурных ценностей не проводятся по причине отсутствия специалистов, аттестованных на проведение соответствующих исследований и экспертиз, а также оборудования.

Несмотря на существующую регламентацию действий при взаимодействии таможенных органов с ЭКС, имеется ряд проблем и недостатков. Например, при проведении технико-криминалистической экспертизы и постановки перед экспертами вопросов для проведения почерковедческого исследования и способа изготовления штампов у таможен отсутствует возможность представления оригиналов документов, что не позволяет провести сравнительное исследование.

Коллегия постановила направить в ЭКС предложения об увеличении номенклатуры товаров для исследования их в экспертно-исследовательских отделах с учетом специфики таможен и их удаленности от ЭКС в целях сокращения сроков завершения таможенного оформления. Совместно с информационно-технической службой СТУ будет разрабатываться техническая возможность получения таможенными постами и таможнями заключений ЭКС по электронным каналам связи.

Начальникам экспертно-криминалистических служб в Иркутске и Новосибирске поручено подготовитьи направить в таможни и аппарат СТУ обзор типичных ошибок, допускаемых таможенными органами при назначении экспертиз, по мере технического оснащения экспертно-исследовательских отделов ЭКС доводить до таможен СТУ информацию о новых видах проводимых экспертиз.

На состоявшемся после заседания брифинге Константин Винс отметил, что таможенное оформление будет упрощено для бизнесменов из Поднебесной с незапятнанной репутацией. Первый заместитель начальника Сибирского таможенного управления пояснил: «Это будет некая схема, которая будет подводиться не к категории товара, а к тому, насколько надежен участник ВЭД, то есть, если он один раз попадался, на нем ставится галочка: обратите внимание в следующий раз, когда поедет, – зеленый свет дается только добросовестным».

Екатерина СВЕРЧКОВА

Досье «Таможни»

В первой половине нынешнего года доля китайских товаров в стоимостном объеме импорта Сибирского федерального округа из стран дальнего зарубежья составила 599 миллионов долларов, что на 47 процентов больше, чем в аналогичный период 2006 года (281 миллион долларов).

При этом стоимость поставок товаров из Китая в регион увеличилась в 2,2 раза и составила 597,6 миллиона долларов, а из стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) – уменьшилась на 43,3 процента, составив 1,5 миллиона долларов. Физический объем поставок товаров из стран ЮВА и Китая увеличился в 1,7 раза ( при сокращении поставок из стран ЮВА в 6 раз!) и составил 647,7 тысячи тонн, в том числе из Китая – 647,2 тысячи тонн, из стран ЮВА – чуть больше 500 тонн.

В первом полугодии 2007 года при ввозе товаров из стран ЮВА и Китая таможнями СТУ взыскано таможенных платежей на сумму 183,9 миллиона долларов, что в 2,1 раза больше, чем за аналогичный период 2006-го (97,6 миллиона долларов). Наибольшие объемы товаров из стран ЮВА и Китая оформлены Новосибирской, Забайкальской, Читинской и Иркутской таможнями.


Журнал "Таможня" № 20 октябрь 2007г.