06.07.21

Экспорт по стандарту

Тюменская область вышла на лидирующие позиции в России по внедрению новой версии регионального экспортного стандарта. Осталось теперь выйти в лидеры ещё и по объёмам несырьевого экспорта.

О развитии внешнеэкономической деятельности речь шла на заседании экспортного совета при губернаторе Тюменской области. Александр Моор, глава региона, напомнил коллегам, что наращивание объёмов экспорта является важнейшей государственной задачей.

Согласно национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» уже к 2024 году наша страна должна довести зарубежные поставки несырьевых неэнергетических товаров до 250 миллиардов долларов. Задача не из лёгких. За прошлый год, например, поставки таких товаров удалось нарастить всего на 6 миллиардов — до 161 миллиарда долларов. Правда, темпы роста заметно увеличились. Ведь в 2019-м прибавка исчислялась лишь 800 миллионами долларов.

Что касается Тюменской области, то она в минувшем году несколько сбавила свои обороты. По данным Уральского таможенного управления, несырьевой экспорт мы сократили до 347 миллионов долларов. Против 706 миллионов в 2019-м. С 218 до 207 уменьшилось за пандемийный год и количество экспортёров. При этом добрая половина всех зарубежных поставок приходится на выпускаемый в Тобольске полиэтилен и полипропилен.

На заседании экспортного совета Александр Моор подвёл итоги ежегодного конкурса «Экспортёр года». Лучшим экспортёром в промышленности стал Тюменский машиностроительный завод, поставляющий диски сцепления для грузовых автомобилей и спецтехники в страны постсоветского пространства и на Кубу.

Победителем в номинации «Экспортёр года в агропромышленном комплексе» признан «Дженерал трейд нет» из Бердюжского района. Небольшая, казалось бы, фирма отправляет в Германию десятки тонн сушёных рачков гаммаруса, используемых в качестве высокопитательной белковой добавки к корму птиц и при выращивании форели.

В сфере высоких технологий заслуженную победу одержало тюменское агентство интернет-проектов Creative. Полтора десятка лет назад оно начинало с разработки сайтов Запсибкомбанка и администрации Пуровского района, а сегодня работает с клиентами из Европы и Африки, Австралии и США.

Экспортёром года в сфере услуг назван Тюменский межрегиональный центр аттестации персонала, занимающийся обучением иностранцев. И, наконец, «прорывом года» названа творческая мастерская Saturn тюменского предпринимателя Владимира Соколова, вышедшая в прошлом году на электронную торговую площадку Ebay и поставляющая сегодня свои оригинальные изделия из эпоксидной смолы в Японию и США, Австралию и Южную Корею, Таиланд и Германию, Саудовскую Аравию и Швецию.

Александр Моор пожелал всем тюменским предпринимателям по примеру своих коллег выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию. В нашем регионе десятки тысяч предприятий, ещё больше креативных и творческих людей. Все они при желании — и всемерной поддержке правительства региона! — смело могут заявить о себе и своём родном крае на международных рынках.

Олег Радионов, руководитель проекта по координации региональных программ Российского экспортного центра, подтверждает: Тюменская область является безусловным лидером рейтинга по внедрению нового экспортного стандарта не только в Уральском федеральном округе, но и в стране.

Стандарт 2.0, разработанный Российским экспортным центром, содержит полтора десятка обязательных для внедрения инструментов, призванных сформировать на местах действительно эффективную инфраструктуру поддержки экспорта. Андрей Пантелеев, заместитель губернатора Тюменской области, докладывает членам совета о завершении внедрения 11 инструментов. Мы идём со значительным опережением плана.

Тюменцы, в частности, разработали региональную экспортную программу. Открыли постоянно действующие торговые экспозиции в Нур-Султане, Алматы и Ташкенте. Созданы экспортный совет при губернаторе и центр поддержки экспорта Тюменской области. На регулярной основе проводятся конкурсы «Экспортёр года», организуются бизнес-миссии. Наши предприниматели при необходимости могут не только получить консультации по продвижению товаров на зарубежные рынки и пройти обучение. В регионе действует комплексная модель сопровождения экспортёров, включающая содействие в лицензировании деятельности, сертификации продукции, поиске контрагентов и проведении переговоров с потенциальными клиентами.

Для стопроцентного внедрения стандарта осталось обновить стратегию социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года, прописав в ней меры по обеспечению благоприятных условий для экспортёров. Предстоит также обучить управленческую команду региона, которая будет отвечать за развитие внешнеэкономической деятельности.

Олег Радионов призывает тюменцев поторопиться. В текущем году государство выделило средства на подготовку лишь пятнадцати таких управленческих команд. И Тюменская область имеет все основания пройти соответствующий конкурсный отбор.

Не обошли вниманием на заседании совета и проблемы экспортёров. Александр Петров, директор ишимской компании «АминоСиб», являющейся крупнейшим производителем аминокислот в России, предложил подумать над частичным субсидированием издержек по перевозке экспортных товаров. Это решение в случае его принятия позволило бы повысить инвестиционную привлекательность Тюменской области для реализации в регионе экспортно ориентированных проектов.

Тот же «АминоСиб» не просто закрывает треть отечественного рынка аминокислот, закупавшихся ранее за рубежом, но и активно осваивает зарубежные рынки. Пшеничную клейковину из Ишима отправляют в Турцию и США. Хотя значительная удалённость нашего региона от портов заметно осложняет конкуренцию с производителями аналогичной продукции из Белгорода и Калуги.

Депутат Тюменской областной Думы, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Эдуард Омаров:

— Всем экспортёрам действительно следует много учиться. Но одних знаний крайне мало. Необходимы также связи и владение языками. Только так можно устранить барьеры во взаимопонимании и выйти на внешние рынки. Ведь ни китаец, ни итальянец, пока не выпьет с тобой чай или кофе и не поговорит «за жизнь», ни за что не подпишет контракт. Но едва ли не самое главное — твоя продукция должна как минимум на равных конкурировать по качеству и цене с зарубежными аналогами. А ещё лучше — иметь свою неповторимую изюминку, которая «соблазнит» иностранцев покупать именно тюменское.

Антон Машуков, директор областного департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства, заявляет о готовности проработать варианты субсидирования затрат. При условии встречных обязательств по увеличению объёмов экспортных поставок. Александр Моор поддерживает инициативу, поручая руководителю департамента просчитать все возможные варианты и в ближайшее время представить свои предложения.

Артём Долгушин, заместитель генерального директора сельхозпредприятия «Опёновское» из Ишимского района, сетует на срыв международных контрактов из-за проблем с согласованием заявок на перевозку грузов по железной дороге. Агрофирма ежегодно экспортирует через латвийский порт Лиепая до двух тысяч тонн гороха. И готова наращивать поставки.

Сергей Толмачёв, заместитель начальника Свердловской дирекции по управлению терминально-складским комплексом РЖД, обещает «порешать вопрос» в индивидуальном порядке. Но Александр Моор просит железнодорожников сделать всё возможное, чтобы то и дело возникающие у экспортёров вопросы решались не в индивидуальном порядке. Необходимо так отладить логистику, чтобы она не тормозила развитие экспорта в стране.

Андрей Рычков, руководитель отдела продаж завода «Тюменские аэрозоли», вскрывает ещё одну масштабную проблему — по сертификации продукции. За оформление сертификата на поставку в Европу кислородных баллончиков российские сертификационные центры запросили аж 7,5 миллиона рублей. Оказалось, что все наши центры являются лишь посредниками, отправляющими все образцы продукции в Европу — для её тестирования и внесения в электронный реестр. Пришлось обращаться в Китай, где действуют полноценные филиалы европейских сертификационных центров с соответствующими лабораториями. В результате за сертификат тюменцы заплатили всего 300 тысяч рублей.

Андрей Рычков предлагает губернатору перенять китайский опыт и создать на базе Тюменского центра стандартизации и метрологии первый в России филиал Европейского сертификационного центра. И тогда в Тюмень побегут оформлять сертификаты все российские экспортёры.

Салтанат Сибанбаева, руководитель Центра поддержки экспорта Тюменской области, подтверждает, что сертификация продукции является сложнейшей проблемой. И обязуется «обязательно проработать» идею по открытию филиала.

Фёдор Селиванов, руководитель агентства Creative, признанного лучшим экспортёром года в сфере высоких технологий, заявил о явном дефиците квалифицированных кадров, разбирающихся во всех нюансах внешнеэкономической деятельности. А также о недостатке знаний британского и романо-германского права, делового английского языка.

Александр Моор, подводя итоги заседания экспортного совета, поручил руководителям департаментов проработать все предложения, предложив выверенные подходы к решению существующих проблем. Кроме того, глава региона предложил бизнес-организациям создать своеобразную школу наставничества для начинающих экспортёров. «Ведь лучше самих предпринимателей, уже освоивших зарубежные рынки, никто не знает, с какими трудностями приходится сталкиваться на практике и какие меры реально помогают в решении возникающих вопросов», — заключил губернатор.

Тюменские известия