05.04.10

Эквадорский экспресс

Начала работу океанская судоходная линия, соединившая северную столицу и Эквадор в рамках проекта ECUBEX (Ecuador – Baltic Sea Express). Первое судно Maersk Niamey покинуло Большой порт Санкт-Петербурга 24 марта. Путь до южноамериканского порта займет почти месяц, и в конечной точке, Гуякиле, контейнеровоз окажется 18 апреля. Новая линия увеличит торговый оборот между Россией и Южной Америкой и позволит сократить расходы на логистику. Теперь экспортерам и импортерам не нужно будет платить другим странам Балтийского региона за перевалку грузов и тратиться на доставку товаров автомобильным и железнодорожным транспортом.

Как пояснили в петербургском представительстве датской компании Maersk, суда будут приходить в петербургский и эквадорский порты раз в неделю. Для обеспечения регулярных рейсов круглый год компания взяла в восьмилетний чартер шесть новых контейнеровозов ледового класса. Все они произведены в Южной Корее на верфи HHI и способны перевозить до 2,5 тыс. стандартных 20-футовых контейнеров.

По планам Maersk, из России в Южную Америку будет поставляться оборудование для угледобывающих районов Чили, удобрения для сельскохозяйственных предприятий Колумбии и Эквадора, а также некоторые продукты питания для Центральной Америки. Россияне смогут получать свежие тропические фрукты, кофе, какао и цветы по более низкой себестоимости.

Датские инвестиции составили около 45 млн евро. Из соображений коммерческой конфиденциальности представители компании Maersk отказались не только раскрывать статьи расходов, но и прогнозировать сроки окупаемости проекта. Тем не менее они отметили, что суммы такого размера в российские грузоперевозки вкладываются их компанией впервые. Напомним, что Maersk уже достаточно давно работает в России, и ее доля контейнерных перевозок (включая все виды транспорта) составляет около 20%.

Некоторые СМИ уже поспешили назвать ECUBEX первой океанической линией, соединяющей город на Неве с Латинской Америкой. Однако напомним, что вплоть до середины 1990-х годов Балтийское морское пароходство обеспечивало грузовое сообщение Ленинградского порта с центрально- и южноамериканским регионами. Как пояснил капитан дальнего плавания Дмитрий Чепелев, в ту пору суда были универсальными, и в том числе на них перевозили военную технику для Кубы.

Дмитрий Чепелев не видит особых поводов для оптимизма: «По большому счету, проект ECUBEX не несет для нас какой-либо серьезной выгоды. Петербург – это всего лишь один из портов захода в расписании. Компания-перевозчик договаривается с судовладельцами и грузоотправителями, и Российская Федерация не получает ничего, кроме скромных портовых сборов и самих товаров. Другое дело, если наша страна станет транзитером грузов, к примеру, в Азию. Тогда это будет действительно полезно для отечественной экономики. Но в целом можно сказать, что намечаются позитивные тенденции, и Россия вновь включилась в нормальные мировые отношения по перевозке товаров».

Отдельно стоит отметить, что компания Maersk пока не видит в нашей стране потенциального транзитера. Поэтому вполне очевидно, на начальном этапе линия будет обеспечивать только внутренний российский рынок. Собственно, ECUBEX был создан специально для транспортировки грузов между Южной Америкой и Россией, и о расширении проекта говорить еще рано.

Санкт-Петербургские ведомости; 05.04.10