26.05.08

Электронный стимул роста

В США, Японии и во многих странах Западной Европы подавляющее большинство деклараций подается в электронном виде, а подача ГТД на бумаге давно уже считается индикатором риска.

На Всероссийском совещании служб организации таможенного контроля ФТС России в Нижнем Новгороде затронули вопрос о внедрении электронной формы декларирования в таможенных органах. Освоение современных информационных технологий начато в 2002 году. Для передачи данных в электронном виде используются выделенные каналы связи от портала декларанта (брокера) до соответствующего портала каждого регионального таможенного управления. В рамках данной системы возможно организовать схему подачи ЭГТД через подключенные удаленные сегменты абонентского пункта, используя защищенный VPN-канал. В настоящее время внедряется новая информационная технология по представлению сведений в электронной форме для целей таможенного оформления с использованием сети Интернет.

Сегодня электронное декларирование является передовым по сравнению с традиционным бумажным способом заявления сведений о перемещаемых товарах. В нашей стране их принимают более чем на 200 таможенных постах. Система электронного декларирования товаров существенно ускоряет и упрощает процедуру таможенного оформления, уменьшает издержки при прохождении таможенных процедур, при этом участники ВЭД непосредственно не общаются с таможенным инспектором, все запросы и обращения четко фиксируются в программных средствах.

На совещании обсуждали проблему отсутствия возможности вносить изменения и добавлять недостающие сведения в электронную декларацию, по которой уже принято определенное решение, а также совершать вынужденные приезды участникам ВЭД в таможенный орган даже при выпуске ЭГТД за распечаткой декларации, которую они далее через перевозчика передают пограничному таможенному органу. Данная проблема является острой, и одним из путей решения является предложение внести незначительные изменения в приказы ФТС России и программные продукты для избавления от неудобств декларанта путем направления электронной копии выпущенной грузовой таможенной декларации в пограничный таможенный орган, через который планируется вывоз данной партии.

Юрий Лушников, первый заместитель начальника ПТУ по таможенному контролю, рассказал, к примеру, о внедрении электронного декларирования в Приволжском регионе, которое началось в апреле 2005 года на Московском таможенном посту Нижегородской таможни.

В то время участники ВЭД тогда просто не понимали, зачем нужна какая-то электронная декларация, если обычная выпускается в течение нескольких часов. Многие таможенники тоже не могли оценить всю перспективность задуманного, считая «навязываемые» новшества неудачной выдумкой начальства, которая скоро пройдет. В то время лишь единицы верили в успех. Такой обоюдный консерватизм, помноженный на дороговизну необходимого оборудования, несовершенство программного продукта и отсутствие обученных специалистов, сказывающиеся как в составлении, так и в проверке электронной декларации, приводили к тому, что она оформлялась гораздо дольше обычной.

Приволжским управлением проводились многочисленные рабочие встречи, семинары с участниками ВЭД и таможенными брокерами по вопросам внедрения электронной формы декларирования. Информация о его преимуществах постоянно доводилась через средства массовой информации. Любая встреча с участниками внешнеэкономической деятельности сводилась всегда к вопросу применения электронного декларирования. В результате чего крупнейший автогигант «АвтоВАЗ» более 70 процентов грузовых таможенных деклараций стал подавать в безбумажном варианте, получая при этом экономический эффект в размере десяти с половиной миллионов рублей, фирма «ТАРКЕТТ» в Самарской области – в размере трех миллионов рублей. Участники совещания присутствовали на презентации, темой которой явилось «Новые технологии электронного декларирования через Интернет», организованной на таможенном посту ГАЗ Нижегородской таможней, который 30 мая 2008 года будет располагаться на терминальном комплексе ТЗК ГАЗ общей площадью 40 000 квадратных метров.

Данный терминал включает в себя склад временного хранения, стоянку для большегрузных автомобилей, контейнерную площадку, подъездные железнодорожные пути. Открытие нового терминала подтверждает нацеленность руководства ФТС России на повышение качества и ускорения таможенных процедур, а также обеспечение комфортности для участников ВЭД.

По словам Леонида Шорникова, заместителя руководителя ФТС России, Приволжское таможенное управление добилось высоких результатов в области внедрения электронного декларирования. Динамика развития такова, что 16 процентов ГТД оформляется в электронном виде. В перспективе ФТС России оснастить современными информационными технологиями каждую таможню для качественного таможенного оформления с учетом соблюдения интересов государства в экономике, торговле и в сфере безопасности.

Журнал "Таможня"