29.11.17

Электронный транзит: теория плюс практика

В последнее время в расположенных в зоне деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) многосторонних автомобильных пунктах пропуска (МАПП) таможенных органах получила активное развитие практика применения технологии электронного декларирования таможенной процедуры таможенного транзита.

Аналогичная ситуация наблюдается и в других пограничных регионах Российской Федерации. Так, по состоянию на 3 ноября 2017 года, без учета транзита в третьи страны перевозок по книжкам МДП и перевозок товаров Евразийского экономического союза (ЕАЭС) между российскими таможенными органами по территории иностранного государства, в электронной форме было подано 55% транзитных деклараций. По СЗТУ с начала года по настоящее время данный показатель составляет порядка 30%.

Напомним, с февраля 2015 года оформление транзитных деклараций в электронной форме осуществлялось в таможенных органах в порядке эксперимента. В соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министерства финансов от 30.08.2016 144н, с 20 марта 2017 года данная технология применяется на постоянной основе.

Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года, утвержденной решением коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года после двух публичных обсуждений, в том числе с участием членов Общественного совета при ФТС России, были установлены Целевые показатели, один из которых – «Доля транзитных деклараций, оформленных в электронной форме», установлен в значении 45% до конца 2017 года, на 2018 год – 65%, 2019-й – 75%, к концу 2020 года он должен составить 99%.

О том, что собой представляет данная технология и об особенностях ее применения «ТН» рассказала начальник отдела контроля за таможенным транзитом Службы организации таможенного контроля СЗТУ Галина ЕМЕЛЬЯНОВА.

Галина Александровна, для начала поясните, пожалуйста, какие принципы изначально закладывала ФТС России в основу декларирования таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме?

Хочу сразу обратить внимание на то, что технология электронного декларирования таможенной процедуры таможенного транзита применяется во всех таможенных органах, а не только в МАПП. При разработке и реализации указанной технологии закладывался принцип использования электронных документов, заверенных электронной подписью, которые по их юридической силе будут равнозначными оригиналам документов, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в таможенные органы при декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита на бумажных носителях.

Также предусматривалось, что данная технология несет в себе задачу сокращения либо исключения бумажного документооборота при повышении уровня прозрачности проведения таможенных операций при транзите.

Каким образом с момента начала применения новой технологии осуществляется информационный обмен между декларантами и таможенными органами?

Информационный обмен происходит в электронном виде в режиме реального времени с использованием средств, обеспечивающих целостность, доступность и конфиденциальность информации. Взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется посредством электронного способа обмена информацией с использованием международной ассоциации сетей Интернет и усиленных квалифицированных электронных подписей (ЭП) в порядке, определенном Федеральным законом от 06.04.2011 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Следует отметить, что новеллой данного порядка стало предварительное таможенное декларирование таможенного транзита. На практике это означает, что теперь предварительная транзитная декларация (ПТД) может подаваться таможенному органу за 30 дней до прибытия товаров и транспортных средств в пункт пропуска на границе, где она регистрируется.

После прибытия товаров в пункт пропуска декларанту направляется сообщение о прибытии товаров. Декларант, со своей стороны, направляет в адрес таможенного органа сведения, которые были неизвестны до ввоза товаров на территорию ЕАЭС.

Следует ли в этом случае представлять в таможенный орган транзитную декларацию на бумажных носителях?

Порядком такая необходимость не предусмотрена. Соответственно, не требуется проставление таможенных отметок на транспортных (перевозочных) и коммерческих документах.

В результате это значительно сокращает время оформления электронной транзитной декларации (ЭТД). Ускорение процесса особенно ощутимо при наличии большого объема транспортных (перевозочных) и коммерческих документов, которые в случае обычного транзита необходимо идентифицировать.

Каким образом происходит подтверждение электронной подписи?

Для этого в описи к транзитной декларации должны в обязательном порядке прилагаться документы, подтверждающие взаимосвязь декларанта с физическим лицом, получившим ЭП: доверенности, приказы о приеме на работу, трудовые договоры и иные. Напомню, что в соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Также следует не забывать, что в этом случае таможенный представитель должен быть включен в соответствующий реестр.

Как известно, отношения таможенного представителя и перевозчика (участника ВЭД) строятся на договорной основе. При совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы.

Как осуществляется подача ЭТД?

Перед подачей ЭТД все электронные документы, на основании которых заполнена транзитная декларация, размещаются в электронном архиве документов декларанта (ЭАДД). Информационная система ЭАДД выполняет проверку документов на соответствие действующему формату, сохраняет полученные документы в хранилище и присваивает каждому документу уникальный идентификационный номер (УИН). УИН отправляется декларанту. Получение УИН свидетельствует об успешном размещении документов.

После размещения документов в ЭАДД декларант формирует транзитную декларацию и отправляет в информационную систему электронного декларирования запрос на открытие процедуры декларирования.

Проще говоря, посредством международной ассоциации сетей Интернет нужно разместить документы в архиве, получить идентификационный номер декларации и представить его в таможенный орган отправления устно, письменно, с помощью мобильных электронных устройств либо устройств подвижной радиотелефонной связи при подаче транзитной декларации.

Поясните, какие, так сказать, дивиденды получают участники ВЭД в случае применения электронной формы декларирования таможенного транзита?

Сразу поясню, что данная технология позволяет перевозчикам и иным уполномоченным лицам получить ряд преимуществ. Прежде всего происходит существенное сокращение бумажного документооборота. В значительной степени оно обусловлено тем, что в таможенный орган документы представляются однократно.

Также у участников ВЭД появилась возможность подачи предварительной транзитной декларации. Кроме того, имеет место сокращение времени совершения таможенных операций и нахождения транспортного средства с товаром в пункте пропуска. Теперь документы, подготовленные декларантом в электронном виде при формировании ЭТД, можно использовать для декларирования товаров в соответствии с избранной таможенной процедурой. В этом случае обработка сведений происходит автоматически, а ПТД, как уже говорилось, может подаваться в течение 30 дней с даты получения уникального идентификационного номера (УИН) до прибытия транспортного средства в пункт пропуска.

Отмечу, проведенные ФТС России в связи с внедрением указанной технологии опросы участников ВЭД, прежде всего крупных организаций, ассоциаций, показали, что бизнес в целом оценивает ее положительно. Неоспоримыми преимуществами данной технологии, как это предусмотрено нормативными документами, является доступность подачи ЭТД через действующий на официальном сайте ФТС России сервис «Личный кабинет участника ВЭД».

Расскажите о преимуществах, которые несет в себе данный сервис?

В первую очередь с его появлением стало возможным использование электронного архива документов декларанта, существенно повысилась оперативность информационного обмена. С экономической точки зрения к основным преимуществам «Личного кабинета участника ВЭД» относится то, что использование всех заложенных в него электронных сервисов является бесплатным.

При этом участник ВЭД заполняет и подает документацию в таможенный орган без посредников в лице таможенных представителей. В данном случае нет необходимости приобретать какоелибо специальное программное средство. Вне зависимости от таможенного органа, которому документ будет представлен, размещение электронного документа в ЭАДД осуществляется однократно, а документы и сведения представляются в таможенный орган без личного присутствия.

В данном случае, как отмечала, значительно сокращается время совершения таможенных операций. При этом у декларанта имеется полная информация об этапах таможенного оформления товара, причем в режиме реального времени.

Каким образом участники ВЭД получают доступ к сервисам портала ФТС России?

Условия предоставления доступа являются общими для всех: чтобы пользоваться ими, участнику ВЭД необходимо получить и иметь в наличии ЭП, быть подключенным к международной ассоциации сетей Интернет. При этом для идентификации сервисом ЭП надо установить необходимое программное обеспечение и зарегистрироваться в «Личном кабинете участника ВЭД» на официальном сайте ФТС России edata.customs.ru.

Переход к «Личному кабинету участника ВЭД» осуществляется нажатием иконки с соответствующим названием в правой верхней части экрана, после чего пользователю предлагается войти или зарегистрироваться. Отмечу, что увидеть все сервисы «Личного кабинета участника ВЭД» и ознакомиться с ними можно и без регистрации, которая необходима только в случае их использования в полном объеме. Нужный сервис можно выбрать из предложенного списка. Если в видимом списке нужный сервис отсутствует, для его поиска следует пройти по ссылке «Все сервисы».

Сколько сервисов сейчас предлагает участникам ВЭД портал ФТС России?

В настоящее время их размещено порядка тридцати. Назову лишь некоторые: «Пассажирская декларация», «Таможенный транзит», «Запрос статуса задекларированного товара», «Таможенный перевозчик», «Информирование о вывозе товаров» и так далее. При входе в сервис «Таможенный транзит» появляется информация о таможенной процедуре таможенного транзита и о последовательности работы в данном сервисе.

Чтобы получить ответы на интересующие вопросы, участник ВЭД может пройти по полезным ссылкам. Также имеется возможность для ознакомления с нормативными документами, регламентирующими таможенные операции при транзите. Подготовка документов происходит после нажатия иконки «Начать работу с сервисом».

Пользователь может сформировать (оформить в формализованном виде по имеющимся сведениям) документы, загрузить из файла, сохранить в файле. При этом можно сформировать ЭТД, опись документов, выбрать таможенный орган, в который будет подана ЭТД, и отправить документы на регистрацию. При создании транзитной декларации есть возможность ее проверки на наличие ошибок из режима редактора документа.

Сервисом «Личный кабинет участника ВЭД» также предусмотрена обратная связь со службой технической поддержки. Если участник ВЭД является зарегистрированным пользователем, то при обращении в службу технической поддержки ему необходимо будет указать номер телефона для связи, адрес своей электронной почты, имя и изложить суть обращения. После обращения к иконке «Прикрепить файлы» появляется возможность для прикрепления документов, подтверждающих изложенные в обращении факты. Сделать это можно в любом формате (скриншот, XML-файл и другие).

Говоря об электронном транзите, которому ФТС России в последнее время уделяет повышенное внимание, нельзя не отметить, что данным сервисом не могут воспользоваться иностранные автоперевозчики. Как следует поступать в этом случае, есть ли выход?

Действительно, в настоящее время иностранные автоперевозчики не могут самостоятельно подать электронную транзитную декларацию, так как у них нет ЭП, полученной в порядке, определенном Федеральным законом Российской Федерации от 06.04.2011 63-ФЗ «Об электронной подписи», наличие которой в данном случае является обязательным.

В данной ситуации иностранный перевозчик может заключить соответствующий договор с российским таможенным представителем, который включен в соответствующий реестр и обладает ЭП. Такая практика уже есть в таможнях Северо-Западного региона.

В этом случае таможенный представитель, действующий в соответствии со статьей 179 ТК ТС, от имени декларантаиностранного лица подает транзитные декларации в электронной форме в установленном порядке с использованием своей усиленной квалифицированной электронной подписи.

При открытии таможенного транзита российскому таможенному представителю необходимо предъявить таможенному органу отправления номер, свидетельствующий о включении в реестр таможенных представителей, и заверенную копию договора с декларантом. Информацию о таможенном представителе и договоре необходимо указать в графе 44 транзитной декларации «Дополнительная информация/Представляемые документы/Сертификаты и разрешения», используя код 11002 (договор декларанта с таможенным представителем) и 10999 (иные сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации).

Галина Александровна, большое спасибо за интересный и познавательный разговор по достаточно актуальной и важной для участников ВЭД теме.

«Таможенные новости»