19.07.11

Если выпуск затянулся

Принимая решения об инвестировании средств в модернизацию производства, планируя ввоз технологического оборудования, инвестор, безусловно, задумывается о возможной минимизации издержек. Какие способы сократить затраты существуют в рамках таможенного законодательства?

Известно, например, что выпуск сложного промышленного оборудования занимает много времени, причем нередко его блоки производятся в разных странах. Поэтому наиболее оптимальной, а нередко и единственно возможной становится поэтапная поставка оборудования в течение достаточно долгого времени - иногда это продолжается год, а то и дольше. Поэтому на первый план выходят вопросы классификации компонентов оборудования, создание возможностей оформить все компоненты по минимально возможной ставке ввозной таможенной пошлины, а также облегчение процесса и отсутствие задержек при таможенном оформлении.

Достичь этого позволяет механизм получения предварительных решений Федеральной таможенной службы о классификации товаров. В том случае, если комплект оборудования не слишком большой и его доставка к месту таможенного оформления возможна в течение сроков временного хранения товаров, обоснованным будет получение предварительного классификационного решения в соответствии с правилами вступившего в действие с 24.03.2011 года Административного регламента Федеральной таможенной службы (приказ ФТС РФ от 25.10.2010 N 1957).

Однако если руководствоваться общим порядком классификации в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД ТС, в случае, когда процесс изготовления и поставки оборудования более длительный, то возникнет необходимость декларирования отдельных компонентов оборудования в соответствующих им товарных позициях. Это повлечет за собой необходимость уплаты ввозных пошлин, предоставления большого количества разрешительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений по каждой поставке.

Но из такой ситуации тоже есть выход. Дело в том, что в таможенном законодательстве предусмотрена возможность оборудование крупного промышленного объекта, поставляемого поэтапно в течение установленного периода времени, классифицировать одним кодом Товарной номенклатуры ВЭД ТС, с получением соответствующего классификационного решения. Такой порядок в России существует с 2001 года (ранее - приказ ГТК России от 23.04.2001 N 388, сейчас - приказ ФТС России N 206 от 04.02.2011 ). На основании соответствующего классификационного решения применяется особый порядок декларирования; оборудование декларируется путем подачи заявления на условный выпуск на каждую его партию с обеспечением уплаты таможенных платежей по ней. Главное: итоговая таможенная декларация подается и, соответственно, таможенная стоимость определяется, а таможенные платежи уплачиваются только после завершения всех поставок.

Ввоз технологического оборудования по такой процедуре, помимо оптимизации таможенных платежей, еще и значительно упрощает таможенное оформление крупных промышленных объектов. Не нужно представлять подробное техническое описание всех компонентов, определять коды Товарной номенклатуры ВЭД ТС, оформлять множество сертификатов и прочих документов. Поэтому за 10 лет существования приказа N 388 этот порядок ввоза оборудования стал весьма популярным у импортеров. Он сокращает их затраты и подвигает к переоснащению производства.

В Таможенном кодексе Таможенного союза, к счастью, также предусмотрена возможность ввоза технологического оборудования упомянутым способом, причем этот вопрос может регламентироваться и национальным законодательством. Так, в России вступил в силу Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в котором возможность получения упомянутых классификационных решений предусмотрена ст. 107. Есть и новое: перечень товаров, в отношении которых можно получить классификационные решения, расширен; до одного года с момента начала таможенного оформления первой партии увеличен также срок, в течение которого следует осуществить таможенное оформление всех компонентов (ранее было 6 месяцев), причем срок может быть продлен до 3 лет.

В законодательстве Беларуси предусмотрены положения, аналогичные, по сути, приказу ГТК России N 388, но допускается возможность помещения классифицируемого оборудования под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта и экспорта. В Казахстане до недавнего времени аналогичной процедуры не было. Однако в новом Кодексе о таможенном деле Республики Казахстан, вступившем в силу с 01.07.2010 г., особенности классификации и декларирования подобных товаров, поставляемых партиями, предусмотрены.

Таким образом, сегодня законодательство всех стран - участниц ТС предусматривает возможность декларирования одним кодом ТН ВЭД ТС крупного оборудования, поставляемого партиями.

В целом ситуацию с таможенным регулированием ввоза крупного технологического оборудования в Россию сегодня можно оценить положительно.

Владимир Мирошниченко, начальник юридического отдела таможенного холдинга "Группа ТАРГО", эксперт ТПП РФ

Российская газета