21.08.14

Эстонцы и финны чаще всего ездят в России незаконно

С начала 2014 года заведено около тысячи административных дел на водителей, нарушивших правила временного ввоза автомобилей с иностранными номерами в Россию. Чаще всего среди нарушителей были граждане Эстонии, Финляндии и Литвы. Пятерку лидеров замыкают жители Латвии и Молдовы, рассказала ПРОВЭД специалист по связям с общественностью Северо-Западной оперативной таможни Анна Щербакова.

«На первом месте оказались граждане Эстонии: в отношении них было заведено 435 дел об административном правонарушении. На втором месте – граждане Финляндии (165 дел), на третьем – Литвы (151 дело), на четвертом – Латвии (91 дело), на пятом – Молдовы (45 дел), на шестом – Германии (35 дел), на седьмом – Украины (26 дел)», - сообщила Анна Щербакова.

Всего за семь месяцев текущего года в зоне деятельности Северо-Западного таможенного управления было заведено около 1000 дел об административном правонарушении и 35 уголовных дел, сообщил старший уполномоченный по особо важным делам отдела организации административных расследований Северо-Западной оперативной таможни Кирилл Андреев на пресс-конференции в Санкт-Петербурге.

Будет еще больше

Напомним, на прошлой неделе, 12 августа, вступили в силу изменения в правилах дорожного движения: отныне водители автомобилей с иностранными номерами обязаны возить с собой и предъявлять по требованию сотрудников полиции документы с пометками таможенников. Среди таких документов – пассажирская таможенная декларация или учетная карточка транспортного средства, рассказала заместитель начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля службы организации таможенного контроля СЗТУ Дарья Кириллова.

«Должна быть пассажирская таможенная декларация с отметками таможенного органа о регистрации декларации и с отметками о выпуске товара (автомобиля – прим. ред.), также могут быть отметки о продлении срока временного ввоза. Помимо этого, на пассажирскую декларацию должна быть наклеена этикетка со штрих-кодами. Второй документ, который может быть (он будет редко встречаться), это учетная карточка транспортного средства УКТС. Она оформляется в том случае, если лицо буквально каждый день через границу ездит: он въезжает и дает пассажирскую декларацию и говорит, что он будет ездить туда-сюда, и тогда инспекторы оформляют ему УКТС, и каждый раз пересекает границу по этой карточке в течение 30 дней. Если водитель более 30 дней ездит по УКТС, это никаких последствий для него не влечет, потому что он просто может подать пассажирскую декларацию на границе», - рассказала Дарья Кириллова.

Возможны изменения

«Кроме этого в пассажирской таможенной декларации указываются сведения о декларанте, то есть о лице, которое обладает полномочиями в отношении ввезенного транспортного средства», - добавила она.

Заместитель начальника отдела таможенных процедур также напомнила, что, по закону, пользоваться временно ввезенным автомобилем с иностранными номерами в России может только тот человек, который его ввез и который заполнил декларацию. «Кто машину ввез на территорию Таможенного союза, тот на ней и может ездить. Передача другому лицу разрешена лишь при условии таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей», - еще раз отметила Дарья Кириллова.

При этом она отметила, что в проекте таможенного кодекса есть статья о предоставлении разрешения пользоваться временно ввезенным авто близким родственникам.

«В очередном проекте Таможенного кодекса по состоянию на 29 апреля предусмотрена возможность передачи (временно ввезенного автомобиля с иностранными номерами – прим. ред.) по доверенности близким родственникам по решению таможенного органа. Но, во-первых, это проект там кодекса: мы не знаем, какой он получится в окончательном варианте. А, во-вторых, пока нет механизма получения подобного решения, того, как формализуется разрешение таможенного органа», - сообщила сотрудница таможни.

За миллион – уголовное дело

«В таможенном плане ничего не изменилось, просто предоставлены дополнительные полномочия органам ГИБДД: они могут запрашивать документы. В таможенных правонарушениях все осталось, как прежде: те, кто незаконно эксплуатировал автотранспортные средства на территории РФ, как были правонарушителями, так или и остались», - еще раз отметил Кирилл Андреев.

Старший уполномоченный по особо важным делам также напомнил об ответственности за правонарушения. «Административная ответственность установлена двумя статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях: это Статья 16.18 и Статья 16.24. Первая статья устанавливает Первая статья устанавливает ответственность за невывоз в установленные сроки указанных транспортных средств с территории ТС. Вторая статья устанавливает ответственность за передачу временного ввезенного автомобиля третьим лицам или иное решение с нарушением таможенного законодательства, то есть без уплаты таможенных пошлин и налогов. Хочется подчеркнуть, что одной из санкций за данные виды правонарушений предусмотрена конфискация автомобиля по решению суда», - рассказал Кирилл Андреев.

«В соответствии со Статьей 194 Уголовного кодекса РФ также предусмотрена уголовная ответственность за данные преступления. Уголовная ответственность наступает в случае передачи временно ввезенных автомобилей с иностранными номерами иному лицу, если сумма причитающихся к уплате таможенных платежей и налогов при выпуске автомобиля составляет более одного миллиона рублей», - заключил Кирилл Андреев.

На вопрос журналистов, как будут организованы взаимоотношения водителей, сотрудников ГИБДД и таможенников, участники конференции ответили следующее: сначала инспектор проверяет таможенные документы водителя автомобиля с иностранными номерами, если что-то не в порядке, об этом будет сообщено таможенным органам, которые либо прибудут на место, либо в отдел полиции. И именно сотрудники таможни будут принимать решение о задержании данного автомобиля, о заведении административного или уголовного дела.

При этом Дарья Кириллова подчеркнула, что различные мероприятия по выявлению подобных правонарушений проводятся уже давно: как отдельно таможенными органами и сотрудниками ГИБДД, так и совместно. «У нас с прошлого года проводятся совместные предприятия Санкт-Петербургской таможней с сотрудниками ГИБДД, и пока сотрудников хватало», - добавила она.

Дарья Кириллова также отметила, что водители пока не несут ответственности за непредставление таможенных документов сотрудникам полиции: в законе этот момент не прописан. То есть если водитель забыл, к примеру, документы с таможенными отметками дома, ему не будет грозить штраф. «Сейчас просто нет механизма реализации данного закона правоохранителями. ГИБДД вправе остановить водителя и проверить наличие пассажирских таможенных документов, но никакой ответственности, если не будет на руках этих бумаг, водитель не понесет: они не могут ни оштрафовать, ни задержать, ничего не могут пока. Сейчас нужно дождаться изменений в КоАП и как-то организовывать взаимодействие. Нового положения в Правилах дорожного движения добились, а теперь нужно механизм какой-то реализовывать в ГИБДД и в таможенных органах», - сообщила Дарья Кириллова корреспонденту ПРОВЭД.

ПРОВЭД