13.04.15

Евразийский союз: таможня дает «добро»

В рамках «правительственного часа» на очередном 371-м пленарном заседании Совета Федерации о задачах Федеральной таможенной службы в условиях функционирования Евразийского экономического союза сенаторам докладывал глава ведомства Андрей Бельянинов

Может быть, даже по своей глубине, эта тема стоит в списке под первым номером среди проблем, возникших на пространстве ЕАЭС после того, как 1 января 20215 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, в рамках которого пять стран - Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия - намерены воспользоваться плодами начавшегося интеграционного процесса. В том, что после начала функционирования ЕАЭС у этого нового экономического образования большое будущее, не сомневается ни один эксперт. Ни отечественный, ни зарубежный. Далеко не случайно новость об образовании и начале деятельности Евразийского союза была неоднозначно воспринята в окружающем мире. Но звучали и другие голоса, о необходимости сотрудничества между ЕС и ЕАЭС, интерес к новому союзу проявляют многие государства: регулярно в информационном поле появляются сообщения о том, что Турция, Египет, Вьетнам рассматривают вопросы сближения с ЕАЭС.

Но при всех очевидных «плюсах», притом даже, что многие эксперты не исключают, будто потенциально ЕАЭС может потеснить Европейский союз, уже теряющий почву под ногами, загоняя себя в угол санкциями и политическими прожектами, у нового союза есть опасные болевые точки. И работа российской таможни - одна из основных, если не главная.

Об этом не так давно на заседании Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации говорил директор института проблем рынка РАН Валерий Цветков. Проблема эта давняя и заключается она в отсутствии пока в полном объеме четкого механизма взаимодействия и контроля в рамках единого Таможенного союза, что, по мнению официальных представителей

стран - участниц ЕАЭС говорит о политико-запретительной составляющей регулирования таможенного контроля со стороны России. Постоянно возникающие и все более усугубляющиеся таможенные разногласия между Россией и Беларусью, по их мнению, лучшее тому доказательство.

Отсюда, подчеркивал Валерий Цветков, может возникнуть новая проблема, возможно, наиболее опасная уже для дальнейшего существования ЕАЭС. Очевидно, считает он, что при перманентно возникающих торговых войнах, усиливающихся валютными противостояниями, страны-участницы будут искать новые рынки, куда они смогут продавать продукцию, которую сегодня не удается реализовать в нашей стране. А это уже чревато потерями многих на сегодня реальных союзников России и, в конечном итоге, развалом Евразийского союза.

Так какие же изменения в деятельности Федеральной таможенной службы могут помешать развитию подобного негативного сценария? Ответа именно на этот вопрос сенаторы ждали от главы ФТС Андрея Бельянинова. И вот что он сообщил, отметив, прежде всего, что Евразийский союз начинается в условиях существенного ухудшения мировой экономической конъюнктуры, в то время как одним из ключевых условий обеспечения экономического роста является развитие внешней и взаимной торговли.

В такой ситуации главным в деятельности ФТС становится проведение масштабных реформ в области таможенного администрирования, чем и занимается служба в последние годы. И сделано уже немало. В частности, сообщил он, значительно сокращен перечень документов, представляемых при декларировании товаров. Среднее количество документов, требуемых для пропуска товаров через границу при экспорте, составляет шесть единиц, при импорте - восемь. Минимальное количество документов: при экспорте - три, а при импорте - пять. В результате сокращаются сроки прохождения таможенных операций и таможенных процедур. В среднем по итогам 2014 года при экспорте - 1 час 33 минуты, при импорте - 5 часов 41 минута. С полутора часов до 30 минут сократилось время совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска.

Проведенные реформы позитивно сказываются на результативности работы таможенных органов, где один из главных показателей - пополнение доходной части бюджета. По состоянию на сегодняшний день, сообщил глава ФТС, собрано 1213,4 млрд рублей -21,2 процента от суммы прогнозного задания на этот год. Сумма таможенных платежей, взимаемых при экспорте товаров, составила 791,2 млрд рублей, при импорте - 501,5 млрд. В дальнейшем, в рамках плана мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования предстоит сократить сроки таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска до 20 минут, в железнодорожных -до двух часов.

Кроме этого, сообщил глава ФТС, в целях создания благоприятных условий для ведения бизнеса на российской территории в инициативном порядке разработан проект федерального закона, направленный на урегулирование вопросов, связанных с применением таможенной процедуры «свободного склада». По сути, заявил Андрей Бельянинов, «свободный склад» является точечным аналогом особой экономической зоны и наравне с ней, имея даже некоторые преимущества, может стать одним из механизмов привлечения инвестиций в экономику страны.

Важным шагом на пути к реализации основного принципа ЕАЭС - свобода движения товаров на нашем общем, едином рынке - является отмена с 1 января 2020 года принципа резидентства, подчеркнул глава ФТС. Отмена принципа резидентства предусматривает возможность таможенного декларирования товаров в любом государстве - члене ЕАЭС независимо от места регистрации юридических и физических лиц. Предполагается, заметил Андрей Бельянинов, что это облегчит осуществление внешнеторговых операций с учетом выстраивания оптимальных логистических цепочек, а также сокращение различных издержек, включая финансовые.

По мнению руководителя таможенной службы, одним из важнейших инфраструктурных интеграционных элементов функционирования Единого экономического пространства является создание единой системы таможенного транзита, развиваемой одновременно с единой системой гарантий. Это подтверждается опытом Европейского союза, который реализовал аналогичную систему, послужившую ускорению и упрощению перемещения товаров во взаимной и внешней торговле ЕС.

Итогом этой работы, полагает Андрей Бельянинов, может стать интеграция единой транзитной системы Таможенного союза с европейской транзитной системой, что позволит транспортным компаниям осуществлять перевозочную деятельность на всем протяжении от Западной Европы до Дальнего Востока, сведя к минимуму таможенные и иные формальности. Такая система сократит зависимость транзита по территории Евразийского экономического союза от действий иностранных государств и международных организаций.

И наконец, возможно, главное то, что, без сомнения, будет способствовать сглаживанию острых углов во взаимоотношениях между партнерами по ЕАЭС и станет лучшим лекарством при лечении неизбежных «болезней роста» – это создание одного из основополагающих документов Евразийского экономического союза – Таможенного кодекса. И ФТС, подчеркнул Андрей Бельянинов, принимает в его подготовке самое активное участие. По его словам, в проекте этого документа учтены многочисленные предложения российского, белорусского и казахстанского бизнес-сообщества. В проекте есть нормы, позволяющие таможенным органам передавать предварительную информацию о ввозимых товарах иным государственным структурам для проведения иных видов государственного контроля. Причем он предусматривает существенное упрощение порядка совершения таможенных операций с учетом международных стандартов и мировой практики.

Российская Федерация Сегодня