06.06.06

"ЕВРО-цирк" для "квотников"

Весна близилась к концу, а ситуация с выдачей сертификатов на бэушные иномарки в нашей области зависла между необходимостью ратовать за экологию и неизбежностью довести историю с квотами до конца. "Направление ветра" менялось ежедневно, и вконец ошалевшие автолюбители начали впадать в настоящий "евро-ступор".

Экологические манЕВРы

Предыдущая неделя началась для автомобилистов достаточно обыденно - с митинга у здания областного правительства. Дело в том, что "упрощённая" система сертификации оказалась не такой простой, как было обещано: у людей продолжали возникать проблемы и на таможне, и в КЦСМ, и в автоцентре "Преголь-Лада".

К народу на сей раз вышел замполпреда президента по Северо-Западному федеральному округу Александр Дацышин.

- Я не могу отменить сертификацию! - сказал как отрезал чиновник обступившим его автомобилистам и при этом добавил, что всё же готов выработать механизм ускорения этой малознакомой процедуры.

На помощь коллеге из областного правительства поспешил директор Калининградского центра стандартизации Игорь Белов. Его слова звучали довольно убедительно и внушали людям доверие. Невозмутимости руководителя КЦСМ можно было позавидовать - он почти не реагировал на провокационные выпады автолюбителей. И всё пытался заверить митингующих, что каждый владелец квоты сможет реализовать своё право и ввезти любую машину - отказов не будет. Дескать, эксперты-виртуозы из НАМИ будут искать малейшую возможность, чтобы не "завернуть" квотные иномарки калининградцев.

Скопившиеся у народа "попутные" вопросы было решено донести до "сильных мира сего" путём создания инициативной группы, в которую вошло шесть активистов. Александр Дацышин назначил им "стрелку" на послеобеденное время. Митингующие не спеша разбрелись кто куда. "Введение в ЕВРОведение"

На совещание к замполпреда пригласили четверых: заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию Сергея Пугачёва, начальника Северо-Западного таможенного управления Евгения Богму, директора КЦСМ Игоря Белова и начальника отдела технадзора УГИБДД УВД Сергея Кульбеду.

Чиновник из столицы выступил первым. Он рассказал собравшимся о техническом регламенте, который был принят нашим правительством ещё в октябре прошлого года. Кроме того, г-н Пугачёв напомнил, как сильно Россия отстаёт от Европы в плане экозащиты. Москвич приводил массу статистических данных по аллергическим заболеваниям, связанным с выбросами в атмосферу выхлопных газов. В общем, вся его речь напоминала скорее университетскую лекцию по курсу "Введение в ЕВРОведение".

Представители инициативной группы терпеливо выслушали почётного гостя "квотного чаепития" и принялись задавать ему каверзные вопросы:

- Почему с физлиц не требуют "Евро-2"? Откуда сей двойной стандарт? Чем отличаются машины простых граждан от иномарок, ввезённых "чэпистами" и юрлицами?

Сергей Пугачёв пытался успокоить собравшихся: мол, и рядовые россияне должны будут в перспективе сертифицировать ввезённые ими автомобили (что-то вроде добровольной сертификации в принудительном порядке). И отметка об экостандарте в одной из граф техпаспорта - это уже в компетенции сотрудников ГИБДД.

При упоминании общеупотребительной аббревиатуры взоры присутствующих устремились на Сергея Кульбеду. Майор милиции оказался не готов к такому "экзамену": вопреки ожиданиям он не произнёс по этому поводу ничего сколько-нибудь определённого и до конца встречи фактически выполнял функции декорации.

Свои опасения высказал Евгений Богма. Его всерьёз беспокоила "евро-фобия", охватившая калининградцев.

- Объясните уже своим коллегам, чтобы они быстрее ввозили машины! Сегодня таможни простаивают! А Вы представьте только, что будет, когда в последний момент все ринутся в эту "дверь"?! - выговаривал начальник таможни представителям инициативной группы.

Игорь Белов живо подхватил увещевания таможенника:

- Сегодня принято политическое решение пропускать по квотам даже старые машины. И я вопреки своему желанию подписываю документы на иномарки 90-х годов выпуска. Они захламляют область, и это противоречит всякому здравому смыслу!

Короче, чиновники обещали сертифицировать все ввозимые по квотам иномарки, оснащённые катализатором. Более того, простое согласие владельца на установку такого нейтрализатора газов на старую машину якобы тоже сможет обеспечить ей "зелёный свет" на таможне. Правда, чтобы признать 17-18-летние автомобили пригодными к эксплуатации, московским экспертам придётся изрядно "попотеть", поэтому бумаг с решением от них можно ожидать и через 5-7 суток.

Директор КЦСМ также заметил, что сертификацию затягивают фальсифицированные данные в заявках: то с годами выпуска путаница, то идентификационный номер неверный. Проверка таких "неувязок" занимает у единственного московского эксперта Александра Малюкова слишком много сил и времени.

- Мы живём в стране, где есть законы - плохие они или хорошие, - подытожил Игорь Белов. - Наберитесь терпения. Власть признала некорректность своего первого решения. И сегодня мы делаем всё возможное, чтобы хоть как-то выправить ситуацию. А если Вы чем-то недовольны, обращайтесь в прокуратуру, суд, ООН...

Двухчасовые переговоры в кабинете Александра Дацышина не принесли облегчения делегированным активистам. "Евро-2" хоть и заставили "наступить на горло собственной песне", однако всех препон для наших "квотодержателей" устранить так и не удалось.

Все нервы - за "Евро"

Замполпреда Дацышин обещал народу каждое утро вызывать "на ковёр" задействованных в этом деле чиновников, чтобы лично контролировать процесс сертификации бэушных иномарок, оформления на них деклараций и выдачи ПТС. И сообщил номер телефона своей приёмной - 46-52-51, по которому он принимает жалобы автомобилистов.

Начальник СЗТУ Евгений Богма предложил калининградцам сообщать обо всех проблемах, возникающих на таможне, либо ему лично (раб. тел. 45-05-11), либо его заму по правовым вопросам (раб. тел. 578-224).

Возможность попыток вымогательства со стороны сотрудников КЦСМ Игорь Белов прокомментировал довольно жёстко и однозначно: "Да не дай Бог!"

Тем не менее проволочки со стороны чиновников продолжали нервировать автомобилистов: то бумагу дополнительную затребуют, то, не сообщив доподлинных координат, отправят в "пешеходное эротическое путешествие".

Георгий - перегонщик. Его дизельный "Мерседес 124" 1988 года "выжидал" на границе не одну неделю. Узнав про осмотр в "Преголь-Ладе", мой рассказчик отправился прямо туда - узнать, стоит ли вообще ввозить такую машину в нашу область. Полный "одобрямс" со стороны специалистов воодушевил моего героя, и через сутки он оказался на Большой Окружной, 5. Осмотрев иномарку, механики катализатор обнаружили, однако не нашли "лямбда-зонда" - устройства контроля качества сгораемого топлива. А этот факт, как объяснили спецы, не позволяет сертифицировать объект, который и без того находится за чертой "проходимых" годов.

Молодого человека отправили в некий сервисный центр, где будто бы за 150 долларов устанавливают эти "штучки". Там Георгия окончательно просветили: установка "лямбда-зонда" на такие "мерсы" до 1993 года выпуска в принципе невозможна. Однако, по словам самого пострадавшего, подобных легковушек, уже получивших "экологический документ", в ожидании ПТС на таможне "тусуется" немало.

Повторное посещение "Преголь-Лады" ничего не изменило. Буквально во вторник утром туда поступило распоряжение от Белова не давать справки на машины старше 90-го года. У таких автомобилей практически нет шансов получить сертификат, поскольку их нейтрализатор газов "тянет" только на "Евро-1".

- Наверное, оформлю реэкспорт, - обречённо вздыхает мой собеседник. - На наших таможнях за эту услугу берут порядка 350 долларов. Может, в Польше продам...

Эту ситуацию Игорь Белов прокомментировал следующим образом:

- Действительно, было обещано, что в область по квотам ввезут любые машины. Однако ни я, ни НАМИ не рассчитывали, что это будут 16-18 летние иномарки! И вообще, нечестно со стороны обладателей квот загонять в область всякий хлам. Подумайте хотя бы о детях!

В этом и подобных случаях вспоминается фраза одного из слуг народа, который, стоя в окружении негодующих "квотников", тихо так, будто себе самому, сказал: "А никто, в общем-то, и не обещал, что машины будут ввезены..." Думаю, народ уже понял, что сыр в мышеловке тоже стоит денег.

Этот "цирк" придуман не НАМИ?

Понятно теперь, что не каждая квотированная иномарка в действительности соответствует "Евро-2". Речь идёт о машинах 90-х годов, не говоря уже о 80-х, которые буквально "за уши притягивают" к экостандарту. Тогда возникает вопрос: а зачем вообще нужна сертификация, если иной раз закрывают глаза даже на ввоз откровенного "хлама"? Ответ логичен: вся эта канитель с "экологическими документами" стала для кого-то хорошей кормушкой.

Ну, откуда взялась, к примеру, сумма в 1000 рублей за сертификат? После заседания у Дацышина спешивший на самолёт г-н Пугачёв на мой вопрос ответил весьма неохотно:

- Это минимальная сумма, покрывающая затраты на выдачу экологических документов.

- А кем она была определена? И почему, к примеру, не 585 рублей?

- Я не знаю, - честно признался московский "умник".

Игорь Белов отметил, что этот тариф установлен коммерческим центром испытаний, организованным НАМИ и аккредитованным при правительстве РФ.

Хотя и с трудом, но на Суворова, 54 я нашла одну любопытную контору: индивидуальный предприниматель Огородов Олег Александрович, якобы заключивший договор с руководителем Центра по сертификации механических транспортных средств и их составных частей А.А.Ипатовым, тоже принимает заявки и даже выдаёт сертификаты. Правда, уже за 2000 рублей.

Сидевшая в уютном кабинете ь14 секретарша оказалась абсолютно "не в теме", и мне пришлось объясняться с "хозяином" этой "шарашки" по мобильнику. Выяснилось, что здесь принимают заявку вместе со справкой из "Преголь-Лады" и сами отсылают документы в Москву. Однако, напомню, г-н Белов утверждал, будто все заявки непременно проходят через Больничную, 4.

Комментируя ситуацию, Георгий Румянцев, председатель Общества защиты прав автомобилистов "ОСА", подчеркнул:

- Сумма за сертификат должна устанавливаться Федеральным комитетом по тарифам и регулированию. У коммерческих организаций, подвизающихся на поприще небезвозмездной выдачи "экологических документов", должна быть соответствующая бумага, в противном случае всё это незаконно.

Кстати, моё навязчивое желание лицезреть предприимчивого "чэпэшника", г-на Огородова, дабы ознакомиться с соответствующим договором, удовлетворено не было. Видимо, шеф - предельно занятой человек, раз даже его подчинённая до сих пор не в курсе, чем занимается контора.

На следующий день утром я попробовала позвонить в их офис на номер 590-225. Трубку никто так и не снял.

Ошибка декларанта

На прошлой неделе в нашу редакцию обратился автомобилист, поведавший о своих проблемах. Для получения ПТС Александр сдал на Юго-Западном таможенном посту все необходимые оригиналы документов. На вопрос, почему процесс сдачи нигде не регистрируется, в таможне ему ничего не ответили, лишь посулив: мол, приходите дня через три, не раньше, начальник должен всё подписать, а сейчас его, увы, нет. Эти "три дня" очень насторожили Александра. Прошло двое суток, и мы вместе отправились на таможню.

Загорелая секретарша недовольно сообщила, что она лично ПТС не заполняет, и отослала нас... к третьему окну. За стеклом лениво перекладывали бумажки сотрудники таможни, ни малейшего внимания не обращая на образовавшуюся очередь у "виртуального" окна. Через 20 минут я постучалась в начальственную дверь.

Вадим Александрович Григорьев, начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля, наотрез отказался общаться со мной как представителем СМИ, мотивируя это неким запретом "свыше".

Чиновник так и не раскрыл тайну механизма выдачи ПТС и посоветовал обратиться по этому вопросу в пресс-службу таможни.

Тем временем у окна ь3 по-прежнему царил полный штиль. Туда-сюда снующий парнишка никак не реагировал на "потусторонние" обращения к нему. И тут вошедший в помещение начальник решил лично включиться в рабочий процесс, поинтересовавшись фамилией моего "подопечного". Порывшись в стопке бумаг, он нашёл документы на машину Александра и предложил подойти за техпаспортом через 20 минут.

Спустя полчаса нас ожидали плохие известия: таможенный декларант, осматривавший 8-местный микроавтобус, в акте поставил цифру 6. Поиск брокера Серёжи из частной конторы не увенчался успехом: намедни у него случился флюс, и он ушёл на больничный. Исправить ошибку было некому.

Ещё 20 минут мы ждали хозяина "частной лавочки". Николай Николаевич оказался человеком деловым и важным, слегка хамоватым: ко всем окружающим он обращался исключительно на "ты".

- Да что ты мне морочишь голову?! Ничего я переделывать не буду! Иди и исправляй в своей грузовой декларации 8 на 6, понял? - примерно в таком тоне индивидуальный предприниматель общался со своим бывшим клиентом, который уже заплатил ему 250 долларов за пакет документов, а стало быть, не представлял больше никакого интереса. Кстати, каких-либо квитанций или чеков Александру при этом не выдали: сумму взяли "наличкой".

В отделе таможенного оформления пострадавшему предложили "логический" выход из этой ситуации: пригнать его автобус из Балтийска для повторного осмотра и, разумеется, заново оплатить услугу. Этот вариант (понятное дело) нас не устроил, и начальник взял "дополнительное время" на обдумывание ситуации. В течение получаса Вадим Александрович то и дело бросал в мою сторону досадные взгляды: похоже, присутствие журналиста его явно тяготило. Наконец, мальчик из третьего окошка подал Александру долгожданный ПТС. Инцидент оказался исчерпан: паспорт был выдан спустя 50 часов после подачи документов. Напомню, что по закону об ОЭЗ таможенное оформление товаров, ввозимых в нашу область, должно осуществляться в течение одних суток.

Приехав домой, Александр решил ещё раз полюбоваться на новенький ПТС.

- Кажется, эта история ещё не закончилась, - сообщил мне бывший "квотодержатель" по телефону. - Я нашёл в ПТС одну маленькую ошибку: вместо Балтийска меня "прописали" в Калининграде.

Двухчасовое пребывание на Юго-Западном таможенном посту обрисовало картину выдачи ПТС. За это время, по крайней мере, два человека получили документ с ошибкой. На вопрос "что делать?" одному такому "невезунчику" ответили: мол, если исправите сами, возьмёте ответственность на себя и будете иметь проблемы в ГИБДД; мы же можем только переделать, а это опять всё заново...

Кстати, моему новому знакомому за декларацию на его 8-местный "микрик" сначала насчитали 13500 рублей, однако в последний момент чуть-чуть поправились и накинули ещё 4900 "штрафных" - за то, что в купчей стояла фамилия фактического продавца машины, а не её первого хозяина, фигурирующего в "брифе". Вот так чужие ошибки бьют по карману законопослушных автомобилистов и калечат их психику.

Светлана Таран , "Авторынок Калининграда", 22 от 6.06.2006

P.S. К концу недели "квотодержатели" стали понемногу выходить из "евро-ступора". На границах образовались плотные очереди, которые потихонечку переползли на таможенные посты и в конторы по выдаче сертификатов.

Более 6 тысяч квот всё ещё остаются нереализованными, а сроки ввоза меж тем никто продлевать не собирается. Времени в обрез, и наплыв народа может автоматически увеличить случаи разного рода опечаток, ошибок и проволочек. А потому нашим автолюбителям остаётся только запастись терпением и нервами, дабы до конца отыграть роль подневольных участников этого "евро-циркового" представления.

auto39.ru