ЕВРОзона для авто
Будет ли экологический сертификат для транспорта заменен "налогом на
выхлоп"
НЕ УСПЕЛИ утихнуть страсти, разгоревшиеся с появлением в России
первого технического регламента и возникшими при этом сложностями в
получении экологических сертификатов на ввоз подержанных иномарок, как, по
слухам, готовится новый сюрприз. Якобы уже сформированы предложения по
введению в стране экологического налога.
Напомним, что с 22 апреля этого года Федеральная таможенная службы
(ФТС) запретила ввоз в Россию подержанных иномарок, не соответствующих
экологическому стандарту "Евро-2". Именно с этого дня в России вступил в
действие первый технический регламент "О требованиях к выбросам
автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской
Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". В регламенте, в частности,
говорится, что владельцы ввозимых в Россию подержанных иномарок должны
подтверждать их "на чистоту" специальным экологическим сертификатом.
Однако на деле протестировать каждое авто на экологическую пригодность
оказалось непросто. Ситуация накалилась.
На таможенных границах, особенно в Калининграде и на Дальнем Востоке
"зависли" тысячи нерастаможенных иномарок. Для того чтобы распутать
ситуацию, в Федеральном агентстве по техническому регулированию и
метрологии (Ростехрегулирование) разработали временные, до 1 сентября 2006
года, таблицы соответствия автомобилей экологическим классам "Евро-2",
"Евро-3" и "Евро-4". Этой таблицей таможенники ныне руководствуются,
разрешая судьбу тех или иных иномарок. Правда, несмотря на существование
таблицы, вопросов у покупателей подержанных иномарок меньше не стало. Этих
вопросов прибавилось, когда люди прослышали про экологический налог. С
просьбой прокомментировать ситуацию "РГ" обратилась в Ростехрегулирование.
КОМПЕТЕНТНО
Григорий Элькин,
РУКОВОДИТЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И
МЕТРОЛОГИИ:
- Введение новых налогов вне полномочий нашего агентства. Однако со
временем, на мой взгляд, должен быть введен дорожный налог,
дифференцированный в соответствии с экологическим классом автомобиля. Во
многих развитых странах он давно существует. И если вы ездите на
экологически "грязной" машине, то платите большие деньги.
Одна из целей технического регламента состоит в том, чтобы в
документах на автомобиль постепенно появился экологический класс. У нас же
такой графы в паспорте транспортного средства ни на "мерседес" 2006 года
выпуска, ни на "жигули" выпуска 1997 года нет. Тем временем сегодня в
крупных городах России уже свыше 70 процентов вредных выбросов в атмосферу
производят автомобили. Однако введение европейских норм выбросов в России
проводится с отставанием на 6-8 лет от государств, являющихся мировыми
лидерами автомобилестроения. Как известно, в мире уже действуют нормы
"Евро-3", "Евро-4", "Евро-5".
Впрочем, как известно, первый шаг мы все-таки сделали. В России
введен первый технический регламент, требования которого как раз и
соответствуют международному экологическому стандарту "Евро-2". И сегодня
все отечественные производители выпускают автомобили соответствующие
техническому регламенту (исключение составляет лишь "Ока"). Хочу отметить,
что технический регламент распространяется только на автотранспортные
средства, впервые вводимые в обращение на территории России. На
автомобили, эксплуатирующиеся в стране до 22 апреля 2006 года, он не
распространяется.
Действительно, в первые две недели введения техрегламента в
Калининградской области сложилась особенно напряженная обстановка с
таможенным оформлением подержанных автомобилей, для которых требуется
подтверждение соответствия и определение экологического класса. До 1 июля
в область должно быть ввезено дополнительно по льготному режиму более 8
тысяч подержанных автомобилей. Определенные проблемы возникли и в
Дальневосточных регионах. Для снятия напряжения было принято решение о
временной, до 1 сентября 2006 года, упрощенной процедуре подтверждения
соответствия автомобильной техники требованиям "Евро-2".
Что это значит? Определение экологического класса и внесение в
паспорт транспортного средства сведений о нем проводятся на основе
таблицы, разработанной Ростехрегулированием совместно с ФГУП "НАМИ". В ней
приведена информация о соответствии экологическим классам выбросов
автомобильной техники в зависимости от года выпуска и страны
происхождения. Временный порядок не требует от частных автовладельцев
дополнительных бумаг и затрат.
В тех случаях, когда автомобиль "не попадает" в таблицу, автовладелец
имеет право обратиться за выдачей сертификата. В самых сложных случаях
проверка занимает не больше суток. То есть "проблемную" машину ставят на
подъемник, эксперты анализируют, есть ли у нее соответствующие системы
нейтрализации выхлопных газов, катализаторы. После владельцу выдается либо
сам сертификат, либо мотивированный отказ в выдаче сертификата. Введение
временного порядка позволило разрядить обстановку. К концу мая импорт
автомобилей вошел в нормальное русло.
Понятно, что всех сейчас волнует вопрос: "А что будет после 1
сентября, когда закончится срок действия временной упрощенной процедуры
подтверждения соответствия требованиям технического регламента?" Мы сейчас
над этим работаем и в ближайшее время подготовим предложения. Наша позиция
- ввоз подержанных иномарок для личного пользования физических лиц должен
быть максимально упрощен.
Для эффективного применения технического регламента в
Ростехрегулировании создан оперативный штаб, в который вошли также
сотрудники минпромэнерго, Федеральной таможенной службы, Госавтоинспекции.
К началу действия технического регламента на территории России было
аккредитовано 37 органов по сертификации. В начале мая открыты еще 50
центров выдачи сертификатов. На наиболее загруженных таможенных постах (в
первую очередь в Калининградской области) были выделены помещения и
открыты точки приема заявок на выдачу сертификатов. В работу по
мониторингу ситуации вместе с таможней включились центры стандартизации и
метрологии, подведомственные Ростехрегулированию. К сожалению,
представители наиболее "острых" регионов, где больше всего растаможивается
подержанных иномарок, не проявили должной инициативы, и это во многом
стало причиной узких мест в первые недели действия регламента.
Кстати, хочу напомнить, что помимо техрегламента с 1992 года введены
Правила сертификации автомототранспортных средств, распространяющиеся на
новые автомобили. В них включены требования к безопасности конструкции, в
том числе и экологические показатели. С 1998 года действует новая,
усовершенствованная редакция правил сертификации. Если автомобиль
соответствует всем установленным требованиям, на него оформляется
"Одобрение типа транспортного средства", которое служит основанием для
регистрации в Госавтоинспекции. Повышение требований обязательной
сертификации помогло привести показатели отечественной автомобильной
техники в соответствие с международным уровнем. Если бы эта работа не
проводилась, то, условно говоря, только в 2005 году с производства могли
бы быть сняты 385 тысяч легковых и грузовых автомобилей.
Российская газета 09.06.06