11.02.14

ФАС не успевает за таможней

ФАС поддержала независимых бункеровщиков в споре с таможней. Ведомство предписало Федеральной таможенной службе (ФТС) отменить принятые за полгода правила, ограничивающие конкуренцию на рынке. Но эти меры могут оказаться безрезультатными: по данным "Ъ", ФТС подготовила документ, который может стать очередным барьером для бункеровщиков.

ФАС признала, что Центральная энергетическая таможня (ЦЭТ), а также Северо-Западный и Южный энергетические таможенные посты ФТС нарушили закон "О защите конкуренции", и предписала им ликвидировать нарушения. Речь идет о тянущемся с прошлого лета конфликте независимых бункеровщиков (заправщиков судов) с ФТС. 22 августа таможня разрешила бункеровку судов в морских портах только на специализированных нефтеналивных терминалах. Это вызвало, по словам источника "Ъ" в одной из бункеровочных компаний, частичную или почти полную остановку бункеровки в ряде портов и скачок цен на топливо до $100 за тонну. После этого Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков и обратилась в ФАС.

В октябре 2013 года ФТС отменила часть пунктов своего предписания, но потребовала от компаний подтверждения качества судового топлива. Оно должно было быть произведено только на легальных НПЗ, входящих в разработанный самой ФТС список. Это предписание было принято буквально через два дня после того, как против независимых бункеровщиков выступил глава "Роснефти" Игорь Сечин. Он предложил правительству усилить контроль за рынком и фактически оставить право бункеровки исключительно вертикально-интегрированным нефтекомпаниям (ВИНК).

По словам источника "Ъ", знакомого с ситуацией, ФАС предписала ФТС отменить оба предписания. В самой ФТС ситуацию не прокомментировали. Но ФАС, возможно, уже опоздала: источник на рынке рассказал "Ъ", что таможенная служба несколько дней назад в ожидании решения ФАС уже приостановила действие новых правил. Но вместо этого ФТС создала "общероссийский профиль рисков", по которому бункеровка считается бизнесом с высоким уровнем риска, а все компании должны предоставлять "огромный пакет документов", подтверждающих возможность безопасно заправлять суда. "Это новое препятствие для нормальной работы",— считает собеседник "Ъ". Представители крупных игроков на рынке бункеровки вчера отказались от комментариев. Но один из них неофициально отметил, что пока не видит проблемы в инициативе ФТС. "Документ был пока издан для служебного пользования и разослан компаниям для обсуждения и внесения предложений, пока мы ведем диалог",— сказал он.

По словам Виталия Чернова из PortNews, предписания ФАС не ставят финальную точку в конфликте между бункеровщиками и ФТС. "Окончательное решение будет принято правительством, которое после письма господина Сечина ждет предложений от всех заинтересованных ведомств по оптимизации рынка бункеровки",— уточняет эксперт. При этом господин Чернов замечает, что после принятия нововведений ФТС не произошло изменений структуры рынка, а единственным заметным минусом он называет временную остановку заправки судов в ряде портов.

Коммерсантъ