07.09.06

Фирмы-однодневки на свету

В Центральном таможенном управлении накоплен значительный опыт по борьбе с фирмами-однодневками. В частности, работа Московской западной таможни в этом направлении получила положительную оценку на февральском заседании коллегии ФТС России. Наш собеседник, начальник ЦТУ Александр ЧИГАК рассказывает о том, как таможенные органы препятствуют недобросовестному бизнесу.

- Александр Владимирович, в чем заключается одобренный коллегией опыт?

- В последнее время произошли существенные изменения, сказавшиеся на формах и методах работы таможенной службы России. Озвученные руководством страны приоритетные направления нашей деятельности взаимосвязаны и требуют исключительно системного и планомерного подхода. Понимая это, основываясь на идеологии выборочное контроля и системы управления рисками, мы попытались систематизировать накопленный опыт и, как результат, были вынуждены сместить взгляд с оформляемого товара на лица, которые его оформляют.

- Какие обстоятельства подтолкнули к принятию этого решения?

- Толчком послужил ряд закономерностей и интересных фактов. Оказалось, что практически 90 процентов таможенных платежей дают не более 15-20 процентов участников внешнеэкономической деятельности. За год, например, в Московской западной таможне насчитали в общей сложности более 2300 участников ВЭД, но их количество было непостоянно. Ежемесячно 100-150 организаций "приходит" в таможню и примерно столько же "исчезает".

Мы решили провести более глубокий анализ участников ВЭД с точки зрения участия их в выполнении основных функций и задач, стоящих перед таможней. Для этого попытались провести категорирова-ние участников ВЭД по разным признакам. В частности, разбили участников ВЭД на группы.

Первая - это "бренды", то есть крупные фирмы, имеющие мировую репутацию. Вторая категория - участники ВЭД, которые влились в армию сподвижников электронного декларирования. Третья категория - таможенные брокеры. Четвертые - это те, которым разрешено применять упрощенные технологии декларирования и т.д. Затем мы взглянули на эти группы участников ВЭД с различных точек зрения: объемов и частоты оформления товаров, их участия в пополнении федерального бюджета, а также законопослушности.

Полученные результаты показали прямую зависимость: чем крупней и известней организация, тем меньше фактов нарушения таможенного законодательства. Основной поток товаров и таможенных платежей приходится на определенную категорию фирм, в большинстве своем никому не известных, составляющую в таможне не более 18 процентов от всего их количества (чуть более 400 организаций).

Если посмотреть на эту проблему с правоохранительной точки зрения, то именно организации этой категории больше всего привлекались в качестве нарушителей в рамках КоАП, а также Уголовного кодекса. Более того, 22 из этой категории участников ВЭД мы просто не смогли найти в рамках административного производства. Осмелюсь предположить, что подобная статистика наблюдается в большинстве таможенных органов, расположенных в импортноориентированных регионах нашей страны.

Решая задачу оптимизации имеющихся в таможне ресурсов для выполнения поставленных задач, стало очевидным, что именно на эту категорию участников следует в первую очередь обратить внимание. Например, усилить контроль со стороны таможни тех участников ВЭД, которые начинают оформлять груз.

- Может, было бы эффективней производить проверку организаций с момента их регистрации?

- На наш взгляд, назрел вопрос пересмотра процедуры и контроля со стороны соответствующих государственных органов процесса регистрации и функционирования юридических лиц. Однако на это требуются время, дополнительные ресурсы и изменение законодательных и других документов. Нам же нужен результат как можно быстрее. И определенный законный выход имеется.

Каждый участник ВЭД начинает свое взаимодействие с таможней с заключения договора со складом временного хранения, на который должен прибыть груз, а также уточнения требований у сотрудников таможенного поста в части оформления конкретной партии товара. Здесь появляется возможность для коррупции.

Начальники постов и руководители таможенных органов, которые преследуют личные интересы, переговоры ведут в сторону персональной выгоды. В этом случае можно и "не заметить", что директора у организации нет, а номенклатура товаров и имеющиеся документы не соответствуют предъявляемым законным требованиям. Но если этот разговор поставить в рамки отчетности в формализованном виде, предусмотреть систему контроля, то возникнет персональная ответственность у руководства поста за свои действия. А таможня получает важную с точки зрения планирования информацию (какой груз, объемы, периодичность поставок, стоимость, страны отправки и т.д.).

Такую систему мы начали отрабатывать на Московской западной таможне с октября 2005 года, и результаты не заставили себя ждать. Как только у руководства таможенного поста появилась персональная ответственность за полноту контроля, приход новых участников ВЭД с сомнительными реквизитами резко пошел на убыль. С октября 2005 по январь 2006 их количество сократилось с 150 до 4.

- Что делать, если руководство новой организации уклоняется от личной встречи до начала внешнеторговых поставок? Не повлечет ли это каких-либо задержек при таможенном оформлении ее товаров?

- Мы предполагали подобную линию поведения определенного количества организаций. Забегая вперед, отмечу, что предложенная схема исключает какие-либо затруднения или задержку при таможенном оформлении товаров всех без исключения участников ВЭД.

Однако сам факт избегания уже является поводом более внимательного отношения со стороны таможни к грузу и его получателю. Для этого у таможни имеется законный механизм проверки с использованием специальных подразделений (таможенной инспекции и других). Уже сейчас мы можем поделиться положительными результатами подобных проверок, в ряде случаев вылившихся в реальные уголовные дела после выяснения и подтверждения реальной личности руководителя новоиспеченного участника ВЭД. По данному вопросу могу лишь добавить, что в вопросе борьбы с однодневками мы имеем полную поддержку прокуратуры и других правоохранительных структур.

- На Ваш взгляд, успешная борьба с недобросовестными участниками ВЭД позволит повысить достоверность в сфере таможенного оформления?

- Контроль новых участников ВЭД или "входной контроль" - это только первый этап. Для получения реально го эффекта в задаче повышения достоверности таможенного оформления товаров требуется системный и комплексный подход. Затрагивая проблему достоверности, мы обязательно должны коснуться вопроса коррупции. Борясь с контрабандой, мы выходим на технологические и аналитические аспекты нашей работы.

Таможенные органы сейчас активно работают над систематизацией работы по управлению рисками и применению на практике прогрессивных форм таможенного контроля. В частности, в Центральном таможенном управлении разрабатывается технология взаимодействия подразделений таможен при мониторинге таможенного оформления товаров после выпуска. Она призвана оперативно реагировать на основные способы недостоверного декларирования (занижение таможенной стоимости, заявление товаров под другим наименованием и т.д.), а также предполагает конкретные ролевые функции, временные интервалы принятия решений и систему контроля действия (бездействия) сотрудников таможни.

- Александр Владимирович, когда можно ожидать реальных результатов работы в этом направлении?

- Входной контроль и схема контроля после выпуска не требуют перестройки таможенных органов и больших дополнительных ресурсов. Невозможно рассчитывать на стабильный успех от систематизации и усиления контроля в отдельно взятой таможне. Поэтому руководством ФТС России принято принципиальное решение - апробировать начинания Московской западной таможни в масштабе Центрального таможенного управления.

Результаты будут внушительными как в плане достоверности декларирования, так и антикоррупционном плане. Когда таможенный инспектор будет знать, что его работу или бездействие будут перепроверять, то десять раз подумает, прежде чем ввязываться в коррумпированное мероприятие. Так же и новая фирма, зная, что таможня перепроверит все ее реквизиты и атрибуты, вряд ли попытается нарушить закон.

Досье "Таможни"

А.В. Чигак в 1995 году окончил Российский университет Дружбы народов по специальности "Управление бизнесом" и начал работать в отделе таможенного оформления и таможенного контроля Управления организации таможенного контроля ГТК России. С 1997 года перешел в Управление таможенных режимов и проработал там от главного инспектора до начальника отдела.
В 2000 году защитил диссертацию кандидата экономических наук по специальности "Международные экономические отношения". Имеет публикации в общероссийской прессе и специализированных изданиях.
С 2001 года заместитель начальника, а с 2003 года - начальник Московской восточной таможни.
В октябре 2003 года присвоено звание полковника.
В мае 2005 года был назначен на должность начальника Московской западной таможни.
С 30 марта 2006 года - начальник Центрального таможенного управления.

Журнал "Таможня"