28.07.05

Таможенный кодекс: строка за строкой

Статья 1
Статья 2
Cтатья 3

Отступить от общей логики комментирования положений Таможенного кодекса "строка за строкой" и перекинуться на статьи 319 и 320 кодекса для объяснения заложенных в них правил побудила противоречивая судебная практика в отдельных регионах Российской Федерации при рассмотрении судами вопросов об освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов лиц, временно владеющих иностранными товарами на территории РФ, по причине хищения этих товаров, а также появляющиеся комментарии юристов на эту тему в средствах массовой информации и специальной литературе. Итак, Таможенным кодексом Российской Федерации установлены следующие предписания.

Статья 319. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются

1. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;
2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

2. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:

1) в соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом:
товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;
в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;
2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;
3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

3. В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 320. Лица, ответственные за уплату таможенных пошлин, налогов

1. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если дек ларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 144 настоящего Кодекса.

2. При несоблюдении положений настоящего Кодекса о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных настоящим Кодексом для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, на логов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.

3. При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при не правильном их исчислении и(или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, на логов.

4. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.

В практике таможенных органов зафиксированы случаи, когда судами (арбитражными судами) принимаются решения о признании незаконными и недействительными требования об уплате таможенных платежей к лицам, которые обосновывают нарушения таможенных правил тем, что иностранные товары у них похищены. Наиболее часто такая практика наблюдается при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита. Суды (арбитражные суды) принимают постановление органов милиции о возбуждении уголовного дела по факту хищения иностранных товаров в качестве основания, исключающего ответственность перевозчика (экспедитора) за уплату таможенных платежей в связи с недоставкой товаров в место назначения.

Между тем возбуждение уголовных дел по факту хищения товаров, по сути, производится в заявительном порядке. Достаточно заявления заинтересованного лица о преступлении и при отсутствии доказательств обратного органы внутренних дел возбуждают уголовное дело, как правило, с последующим приостановлением с уже почти стандартной формулировкой "в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого". Сам по себе факт возбуждения уголовного дела не может рассматриваться как неоспоримое доказательство того, что хищение действительно имело место. В компетенцию таможенных органов не входит выяснение обстоятельств, было ли на самом деле совершено хищение (кража, грабеж, разбой). По факту возбуждения уголовного дела, как правило, невозможно истинно установить, при каких обстоятельствах совершено хищение, если оно имело место, проявило ли лицо, у которого похищены товары, должную степень заботливости и осмотрительности по обеспечению сохранности имущества. Так же необходимо учесть, что лицо, у которого похищено имущество, по общему правилу выступает в качестве потерпевшего с правом возмещения ему убытков, причиненных преступлением. Существуют другие способы защиты прав и имущественных интересов лиц, включая страхование.

Кроме того, Таможенным кодексом Российской Федерации хищение иностранных товаров либо иные противоправные действия третьих лиц не рассматриваются как случай, при котором таможенные пошлины, налоги не уплачиваются (пункт 2 статьи 319). Напротив, статьями 90, 112, пунктом 7 статьи 179, пунктом 7 статьи 212 и другими положениями Кодекса определены лица, обязанные уплачивать таможенные платежи в случае утраты товаров. Такими финансовыми последствиями исключается любая экономическая заинтересованность в имитации хищения либо соучастии в нем недобросовестных лиц, временно владеющих товарами.

Уплата таможенных платежей -условие допуска любых иностранных товаров на российский рынок, во "внутреннее обращение". В соответствии с пунктом 1 статьи 319 Таможенного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате таможенных платежей возникает с момента пересечения товарами таможенной границы РФ. Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи, когда уплата таможенных платежей осуществляется не в момент ввоза товаров, а в более поздний период, либо когда предоставляется условное освобождение от уплаты таможенных платежей на ограниченный срок нахождения иностранных товаров на территории России с условием их использования в строго определенных целях. Иными словами, иностранные товары физически находятся на территории России, однако уплата таможенных платежей не производится в силу того, что пользование и распоряжение товарами жестко ограничены. К таким случаям относятся: временный ввоз, транзит, реэкспорт, переработка, временное хранение товаров или хранение на таможенном складе. В Таможенном кодексе Российской Федерации, равно как в международных конвенциях в области таможенного дела, таможенных законодательствах торговых партнеров России предусмотрено, что любое нарушение либо иное действие (бездействие) лица, во владении которого находятся товары, не оплаченные таможенными платежами, влечет за собой необходимость уплачивать таможенные платежи, если в результате таких нарушений, действий (бездействия) товары несанкционированно поступают во внутреннее обращение. При этом не предусматривается каких-либо оговорок или исключений для неумышленных, невиновных действий.

Предусматривается, что лицо, владеющее иностранными товарами на нашей территории, (либо иное лицо, взявшее на себя ответственность за соблюдение условий одной из таможенных процедур либо одного из таможенных режимов) несет повышенную ответственность с точки зрения недопущения проникновения на рынок товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи. Публично-правовое обременение такого владения схоже с ответственностью залогодержателя за сохранность предмета залога, любого другого временного владения чужим имуществом, покупкой товаров в кредит (никто не освободит лицо от обязанности уплачивать цену за товар, если до выплаты полной цены товар оказался похищен). Вне зависимости от того, есть вина или же ее нет у владельца товаров в том, что они оказались на рынке без уплаты таможенных платежей, обязанность возместить суммы таможенных платежей у такого владельца возникает в силу административных обязательств, взятых им перед государством в лице таможенных органов.

Исключение из общего правила только одно - освобождение от уплаты таможенных платежей предоставляется, если в период владения иностранными товарами они оказались уничтоженными либо безвозвратно утерянными вследствие аварии либо действия форс-мажора. При этом, например, Таможенным кодексом ЕС безвозвратная утеря характеризуется как такое состояние товара, при котором ни одно лицо не может им воспользоваться. Логика очевидна - товары на рынок не попали, соответственно, обязанность по уплате таможенных платежей прекращается.

В данном случае государство, выступая в роли публичного кредитора, использует механизмы защиты своих интересов, схожие с теми, которые используются при взаимоотношениях между частными лицами в их предпринимательской деятельности (ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Потенциальная возможность у лица, временно владеющего иностранными товарами на территории России, оказаться в роли должника в части уплаты таможенных платежей вытекает из общего принципа - уплата таможенных платежей является неотъемлемым условием обращения товаров на рынке.

Установленные Таможенным кодексом Российской Федерации требования к обязанностям и ответственности лиц, взявших на себя обязательства соблюдать таможенные правила при перевозке, хранении, переработке иностранных товаров или при их использовании в других целях, когда такое использование разрешено с условным освобождением от уплаты таможенных платежей, являются общепринятым способом таможенного регулирования, который обеспечивает разумный баланс между потребностями лиц, участвующих во внешнеэкономических связях, и защитой государственных интересов.

Льготы по уплате таможенных платежей - это особые изъятия из общего правила -таможенные платежи должны быть уплачены при ввозе товаров на таможенную территорию. Таможенным законодательством Российской Федерации такие льготы установленыв соответствии с общепризнанными правилами участия государства в международном обмене товарами (принцип "свободы транзита" для перевозки товаров по таможенной территории, временное хранение товаров на таможенном терминале с тем, чтобы у импортера было время на подготовку документов для таможенного оформления, временное использование товаров в целях их демонстрации на выставке для получения заказов, использование иностранных товаров в качестве сырья для производства экспортируемой продукции и так далее и тому подобное). Льготы по уплате таможенных платежей в этих случаях предоставляются исключительно на тех условиях, что товары используются в соответствии с установленными ограничениями.

Цель таможенных правил - не допустить товары, в отношении которых таможенные платежи не уплачены, в свободное обращение без соблюдения всех необходимых условий. Способы достижения этой цели могут быть разными. Один из них -повышенная степень ответственности лиц, временно владеющих иностранными товарами на нашей территории, что является мерой пресекательной для возможных злоупотреблений, но дает возможность лицам относительно свободно (при условии соблюдения установленных ограничений) использовать иностранные товары на таможенной территории Российской Федерации. Другой способ это усиленные меры административного контроля (таможенное сопровождение при перевозке, наблюдение должностными лицами таможенных органов за использованием товаров, наложение пломб и печатей на помещение, где хранятся товары, охрана товаров силами таможенных органов и так далее), которые обременительны не только для государства. Такие меры применяются выборочно, в крайних случаях, когда риск нарушений таможенных правил высок, и уплата таможенных платежей не является мерой, достаточной для компенсации вреда, который может наступить при несанкционированном проникновении товаров на рынок(например, если товары могут быть опасны для потребителя, если ввозится оружие, лекарственные средства, наркотические вещества и так далее). Меры тотального таможенного контроля и принуждения при наличии альтернативных способов пресечения злоупотреблений должны рассматриваться как излишнее административное вмешательство в предпринимательскую и иную деятельность лиц, перевозящих, хранящих, перерабатывающих иностранные товары либо использующих их в иных целях. Кроме того, Россия, принимающая на себя целый ряд обязательств в области внешней торговли в связи с предстоящим вступлением во Всемирную торговую организацию, не может безгранично использовать меры административного контроля и принуждения в области таможенного дела. Такие действия могут быть расценены как меры, создающие дополнительные барьеры для осуществления внешней торговли, что рассматривается как нарушение базовых принципов ГАТТ/ВТО.

Выстраивая таможенные правила на основе общепринятых норм международного права и в соответствии с положениями таможенных законодательств стран - торговых партнеров России, в нашем государстве должны пониматься и адекватно восприниматься способы защиты государственных интересов, которые используются нашими торговыми партнерами. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал позицию, что "интересы защиты экономической основы суверенитета требуют признания принципа единства и взаимности, согласно которому государство не может ставить себя в невыгодные, с точки зрения таможенных режимов, правовые условия по сравнению с другими государствами" (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года по делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации, от 14 мая 1999 года по делу о проверке конституционности части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации).

В настоящее время ориентиром для национальных таможенных законодательств во всем мировом сообществе принято считать Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Брюссельского Протокола 1999 года. Обновленная версия Конвенции одобрена Всемирной таможенной организацией, членами которой являются более 160 государств. В Генеральном приложении к этой Конвенции (по условиям которой для государства - члена Конвенции ни по одному правилу, содержащемуся в Генеральном приложении, не допускается оговорок) содержатся следующие положения:

"3.44. Стандартное правило.

В случаях, когда товары еще не выпущены для свободного обращения или когда они помещены под другой таможенный режим и при условии, что не выявлено никаких правонарушений, соответствующему лицу не предъявляется требование уплаты пошлин и налогов или уплаченные им таможенные пошлины и налоги подлежат возврату в следующих случаях:

- если по просьбе заинтересованного лица такие товары под таможенным контролем и с разрешения таможенной службы передаются государству или уничтожаются, либо доводятся до состояния утра ты коммерческой ценности, причем все связанные с этим затраты относятся за счет заинтересованного лица;
- если такие товары уничтожаются или безвозвратно утрачиваются в результате аварии или форс-мажорных обстоятельств при условии, что такое уничтожение или утрата установлены над лежащим и признаваемым таможенной службой способом;
- естественного износа или убыли при условии, что естественный износ или убыль установлены должным образом, удовлетворительным для таможенной службы.

Любые отходы или остатки, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, в случае их использования на внутреннем рынке или вывоза облагаются пошлинами и налогами, применяемыми к таким отходам или остаткам, ввозимым или вывозимым в этом состоянии".

По интересующему нас вопросу в комментариях Всемирной таможенной организации к приведенному выше стандартному правилу указано:

"Украденные товары не могут считаться безвозвратно утерянными вследствие аварии или форс-мажорных обстоятельств и, таким образом, не будут квалифицироваться как подлежащие возмещению или освобождению от уплаты таможенных пошлин и платежей по данному положению. Товары могут считаться безвозвратно утерянными, если их спасение невозможно или не представляет интерес".

Присоединение к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур - это ближайшее будущее нашего государства. С 1996 года Российская Федерация является участницей Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 1990), также созданной под эгидой Всемирной таможенной организации.

Статья 14 Конвенции предусматривает следующее:

"1. Действие режима временного ввоза может быть прекращено, если товары (включая транспортные средства), серьезно поврежденные в результате аварии или форс-мажора, будут, по решению таможенных властей: а)обложены ввозными пошлинами и сборами, которые будут с них причитаться на дату их предъявления таможне в поврежденном состоянии с целью прекращения действия режима временного ввоза;
b)безвозмездно переданы компетентным органам территории временного ввоза; в этом случае бенефициар права временного ввоза будет освобожден от обязанности уплаты ввозных пошлин и сборов; или
с)уничтожены под официальным контролем за счет заинтересованных сторон, причем уцелевшие детали или материалы в случае их местного использования будут обложены ввозными пошлинами и сборами, которые будут с них причитаться в зависимости от их состояния на дату их предъявления таможне после аварии или форс-мажора.

2. Действие режима временного ввоза может быть также прекращено, если по просьбе заинтересованного лица и согласно решению таможенных властей к товарам (включая транспортные средства) применяются меры, указанные в пунктах "Ь" и "с" вышеприведенного пункта 1.

3. Действие режима временного ввоза может быть также прекращено по просьбе заинтересованного лица, если это лицо приведет таможенным властям удовлетворительное доказательство полного уничтожения или утраты товаров (включая транспортные средства) вследствие аварии или форс-мажора. В этом случае бенефициар права временного ввоза будет освобожден от уплаты ввозных пошлин и сборов". Таким образом, возложение бремени обязанности (ответственности) за уплату таможенных платежей на лиц, претендующих на право не уплачивать таможенные платежи не посредственно при ввозе то варов либо осуществлять предпринимательскую или иную деятельность с товара ми, имеющими статус иностранных для таможенных целей, - это тот способ защиты государственных интересов, который избран таможенным законодательством России в целях минимизации мер административного контроля и принуждения в полном соответствии с общепризнанными международными принципами таможенного регулирования. Обеспечение сохранности иностранных товаров возлагается на те лица, которые непосредственно владеют ими в период их нахождения на таможенной территории Российской Федерации либо на иные лица, взявшие на себя ответственность за соблюдение условий одной из таможенных процедур (одного из таможенных режимов) (например, экспедитор при таможенном транзите, лицо, получившее разрешение на переработку и так далее). Ответственность за уплату таможенных платежей в случаях, когда иностранные товары утрачены, не зависит от наличия или отсутствия вины этих лиц (в отличие от административной или уголовной ответственности). Исключение из этого правила только одно - освобождение от уплаты таможенных платежей предоставляется, когда товары, в отношении которых таможенные платежи не уплачены, оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации).

Журнал "Таможня" 13 от 12.07.05