24.10.05

Таможенный кодекс: строка за строкой

Статья 1
Статья 2
Cтатья 3
Статья 4
Статья 5

Статья 6. Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Российской Федерации, правовым актам федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела

1. Положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.


Наличие статьи 6 в Таможенном кодексе РФ объясняется тем, что подобные нормы, устанавливающие основные требования к актам законодательства и иным нормативным правовым актам в области налогов и сборов, содержатся в Налоговом кодексе (статьи 3, 4 и 6 части первой Налогового кодекса РФ). Сформулированные в статье 6 правила известны любому юристу и имеют скорее декларативное, чем практическое значение. Однако детальный разбор отдельных положений может представлять определенный интерес, особенно в сопоставлении с корреспондирующимися положениями Налогового кодекса.

Пункт 1 комментируемой статьи почти дословно воспроизводит второе предложение пункта 6 статьи 3 Налогового кодекса, разумеется, применительно к отношениям, регулируемым таможенным законодательством. Несмотря на установленные требования, вряд ли хотя бы один человек в нашей стране может похвастаться тем, что ему точно известны все правила, действующие в законодательстве о налогах и сборах либо таможенном законодательстве. И дело здесь, конечно, не в том, что законодатель либо органы исполнительной власти, наделенные правом нормативно-правового регулирования, пытаются нарочно запутать правоприменителя. Просто таможенное и налоговое законодательства сами по себе объективно сложны для лиц, не имеющих специальной подготовки.

2. Положения правовых актов федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 4 части первой Налогового кодекса РФ гласит: "Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах".

Бесспорно, что подзаконными актами, принимаемыми исполнительными органами власти, категорически не допускается изменять закон. Что же касается дополнений законодательства, то представляется, что подведомственные акты для того и издаются, чтобы конкретизировать требования, установленные законом, определить механизм реализации его положений, процедуру исполнения, формы документов, технологию совершения необходимых действий. Поэтому в Таможенном кодексе в требованиях к ведомственным нормативным правовым актам была избрана другая формула. Указанные акты не могут устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные Таможенным кодексом.

3. Нормативный правовой акт в области таможенного дела признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нару шением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права лиц в отношении товаров и транспортных средств либо полномочия таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;

3) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников от ношений, регулируемых таможенным законодательством Российской Федерации, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

4) изменяет содержание понятий, определенных в настоящем Кодексе, либо если эти понятия используются в ином значении, чем в настоящем Кодексе.

4. Нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке.


Положения пункта 3 и 4 комментируемой статьи схожи с положениями пунктов 1 и 2 статьи 6 Налогового кодекса. Представляется, что в данном пункте приведен не исчерпывающий перечень случаев, когда нормативный правовой акт может быть признан не соответствующим Таможенному кодексу. Также не совсем точно указывается на то, что нормативный правовой акт может быть признан не соответствующим кодексу только в судебном порядке, поскольку такое решение может быть принято Министерством юстиции при регистрации нормативного акта, а также Правительством РФ по представлению Министерства юстиции (пункт 20 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением правительства 1009 от 13.08.97).

5. Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела.

Практически на всех этапах подготовки Таможенного кодекса звучали предложения о том, что в этом документе должна быть норма, аналогичная пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса, которая содержит следующее предписание: "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)".

Против подобной нормы приводились следующие аргументы. В таможенном законодательстве (в отличие от налогового) многосубъектность участников таможенных правоотношений: декларант, таможенный брокер, перевозчик и т.д. Не исключены ситуации, когда между указанными лицами может быть конфликт интересов. Изначально выделить лицо, в пользу которого должно толковаться законодательство, невозможно.

Само понятие "неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства" носит расплывчатый характер. В Таможенном кодексе предусматривается бесплатное консультирование таможенными органами, с помощью которого можно устранить сомнения и уяснить требования законодательства. В конечном итоге депутатами была принята формулировка пункта 5, которая корреспондируется с общими принципами административной ответственности, наступающей исключительно при установлении вины лица, совершившего нарушение таможенных правил.

6. Государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом, а I также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, за ; счет казны Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Общие правила возмещения вреда, причиненного лицам в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, содержатся в части второй Гражданского кодекса РФ (см. ст. 1069). Новелла заключается в том, что к незаконным действиям (бездействию) Таможенным кодексом отнесены несвоевременное принятие, введение в действие и опубликование нормативных правовых актов.

Также пункт 6 комментируемой статьи определяет правовые последствия предоставления таможенными органами недостоверной информации при информировании, консультировании либо совершении таможенных операций. Если лицо, следуя недостоверной информации, предоставленной таможенными органами, не выполняет требований таможенного законодательства, сам факт того, что эта информация была ему предоставлена таможенными органами, не может освободить его от выполнения актов таможенного законодательства. Однако в этом случае лицо вправе претендовать на возмещение убытков, которые могут наступить, например, вследствие несвоевременного выпуска товаров либо иных негативных последствий, поддающихся экономической оценке.

Статья 7. Применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в таможенном деле

Статья 7 устанавливает базовые принципы применения таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования, а также налогов и сборов в таможенном деле. Правило, что все меры, запреты и ограничения применяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом, содержались и в Таможенном кодексе 1993 года (статья 5). Однако в новой редакции кодекса есть положения, которые позволяют экономическим операторам иметь большую свободу действий при изменении мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования или ставок налогов и сборов.

В соответствии со статьей 130 кодекса декларант может подать таможенную декларацию заранее, до фактического ввоза товаров на таможенную территорию, тем самым зафиксировав на некоторое время для декларируемых товаров действующие ставки таможенных пошлин, налогов или нетарифные меры, если они изменяются в период ввоза товаров не в пользу импортера. Правда, срок, на который можно воспользоваться этим правом не очень продолжительный 15 дней.

Исключения из базового правила устанавливаются кодексом. Например, фиксирует день применения ставок таможенных пошлин и нетарифных мер в тех случаях, когда декларант может подать временную таможенную декларацию на товары, которые могут вывозиться за пределы таможенной территории Российской Федерации в течение определенного периода времени (пункты 3 и 5 статьи 138). Специальные правила предусмотрены при вывозе товаров трубопроводным транспортом (статья 312).

Устанавливаются изъятия из правил определения ставок таможенных пошлин, налогов, если таможенная декларация не была подана в силу нарушений таможенных правил, либо если товары, условно выпущенные без уплаты таможенных пошлин, налогов, использовались в иных целях, чем те, в связи с которыми было предоставлено такое освобождение (статья 327).

Вместе с тем по смыслу статьи 7 исключения из правил могут устанавливаться не только таможенным законодательством, но также предусматриваться и в актах, устанавливающих применение запретов и ограничений в соответствии с законодательством о государственному регулировании внешнеторговой деятельности, либо вытекать из таких актов. Например, соблюдение установленных запретов на ввоз товаров по причине их опасного воздействия на здоровье людей или животных, как правило, контролируется непосредственно в пункте пропуска через государственную границу соответствующими контролирующими органами. В этих случаях товары могут быть не допущены к декларированию (см. п.1 статьи 13). Соответственно, акты, вводящие такие запреты, применяются без привязки ко дню подачи таможенной декларации.

Статья 8. Действие международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации состав ной частью правовой системы Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.


Статья 8 содержит традиционные для кодифицированных актов оговорки о том, что установленные международным договором Российской Федерации правила имеют примат перед национальным законодательством.

Статья 9. Порядок исчисления сроков, установленных настоящим Кодексом

1. Определение дня начала и дня окончания установленных настоящим Кодексом сроков, определенных периодом времени, либо дня наступления события производится в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

2. Если настоящим Кодексом не установлен специальный поря док исчисления сроков, для определения дня начала и дня окончания сроков в таможенном деле применяются правила, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом положений пункта 3 статьи 129 настоящего Кодекса.


В отличие от Налогового кодекса РФ Таможенный кодекс не содержит самостоятельных правил исчисления сроков, делая отсылку к Гражданскому кодексу. Однако следует обратить внимание на то, что Таможенный кодекс во многих своих положениях содержит самостоятельные предписания о дне начала и окончания установленного срока. Так, например, статья 103 (пункт 4) определяет день начала течения срока временного хранения, статья 157 устанавливает день начала действия таможенного режима. Пункт 1 статьи 185 определяет день окончания срока переработки для совершения юридически значимых действий.

При применении правил исчисления сроков, предусмотренных главой 11 части первой Гражданского кодекса РФ, наиболее частые затруднения вызывают ситуации, когда сроки исчисляются неделями или месяцами, а также определение дня начала исчисления сроков.

Таможенный кодекс содержит различные формулировки для определения дня начала течения срока со дня какого-либо события (см. пункты 3 и 4 статьи 4, пункты 4 и 5 статьи 20, пункт 2 статьи 23, пункт 1 статьи 25, пункт 2 статьи 33, пункт 3 статьи 38, пункт 4 статьи 103 и т.д.), после дня (см. пункт 3 статьи 5, пункт 3 статьи 162, пункт 2 статьи 397 и т.д.) или со дня, следующего за днем какого-либо события (см. подпункт 1 пункта 1 статьи 21, статью 114, пункт 2 статьи 138 и т.д.).

Сложности обычно возникают при применении статьи 191 Гражданского кодекса, которая устанавливает, что "течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало". Например, кодекс устанавливает, что "днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом" (пункт 3 статьи 157). Соответственно, для целей применения таможенных режимов, имеющих ограниченный срок действия, день выпуска товаров будет считаться как день начала срока, если самим ТК не установлено иное.

Следует особо отметить случаи, когда смешиваются понятия дня начала течения срока и определение дня вступления в силу нормативного акта, применяемого в таможенных правоотношениях, если предписано, что он вступает в силу по истечении какого-либо периода времени со дня (или после дня) его опубликования.

Правила здесь следующие. Если установлено, что акт вступает в силу по истечении какого-либо периода со дня его опубликования, день опубликования включается в этот период, а сам акт вступает в силу в день, следующий за днем истечения этого периода. Например, если акт опубликован 5-го числа с предписанием о его вступлении в силу через месяц со дня опубликования, то днем вступления в силу следует считать 5-е число следующего месяца (месяц считается как период времени с 5-го числа месяца опубликования по 4-е число следующего месяца). Если в акте указано, что он вступает в силу через месяц после его опубликования, то он вступит в силу с 6-го числа следующего месяца, поскольку день опубликования для исчисления месяца включаться не будет.

Недели или месяцы считаются по-разному, в зависимости от того, назван ли соответствующий период времени календарным или нет. Если неделя или месяц определяются как календарный период времени, считается срок с первого по последний день соответственно недели или месяца (с понедельника по воскресенье или с первого числа по последнее число месяца). При этом для исчисления срока не принимается во внимание, в течение полных или неполных соответственно недели или месяца происходят соответствующие события. Например, при временном ввозе, начинающемся в середине календарного месяца, таможенные платежи подлежат уплате в этом месяце как за полный календарный месяц (пункт 2 статьи 212).

Если неделя или месяц не названы как календарные, то неделя считается как семь дней, а месяц определяется по количеству дней в соответствующем календарном месяце. Например, срок, начинающийся во вторник, окончится в понедельник последней недели срока, если срок исчисляется неделями (соответствующий день исходя из того, что календарная неделя это период времени с понедельника по воскресенье). Для исчисления месяцев срок, начинающийся, например 3-го числа, окончится 2-го числа соответствующего месяца (по тому же принципу месяц начинается первого числа и заканчивается в последнее число, но не первого числа следующего месяца). Единственное исключение из этого правила если в месяце окончания срока нет соответствующего числа, то днем окончания срока будет являться последний день такого месяца. Например, срок, начинающийся 30-го или 31-го числа какого-либо месяца, окончится 28 (29) февраля, если на февраль месяц приходится день окончания срока.

Статья 10. Отношение к информации, полученной таможенными органами

1. Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, может использоваться исключительно в таможенных целях.

2. Таможенные органы, их должностные лица, иные лица, получившие доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, в силу закона или договора, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную ин формацию, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.


Таможенные органы передают предоставленную им информацию федеральным органам исполнительной власти, если такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них федеральными законами, в порядке, определенном федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, а информацию, связанную с осуществлением правоохранительной деятельности, в порядке, определенном федеральной службой,уполномоченной в области таможенного дела, и соответствующим федеральным органом исполнительной власти, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации.

Федеральные органы исполнительной власти, их должностные лица, иные лица, получившие в силу закона доступ к информации, полученной от таможенных органов, не вправе разглашать, распространять, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам указанную информацию, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, составляющая государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, имеет специальные режимы хранения и доступа.

4. Утрата документов, содержащих государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, разглашение такой информации, использование ее в личных целях либо передача третьим лицам влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.


Пункт 1 статьи 10 содержит традиционный запрет на распространение информации, полученной в таможенных целях. При всей ясности и лаконичности формулировки, почти дословно воспроизводящей статью 16 Таможенного кодекса 1993 года, остается вопрос о раскрытии понятия "таможенные цели". Косвенно кодекс дает ответ на этот вопрос по совокупности положений, определяющих правомочия и компетенцию таможенных органов при реализации ими функций в области таможенного дела. Информация таможенным органам требуется для осуществления таможенного контроля, обеспечения соблюдения таможенно-тарифных мер и установленных запретов и ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также ведения таможенной статистики.

Пункт 2 комментируемой статьи новелла таможенного законодательства. Закрепленная законодательно существующая практика не только возводит в рамки правового поля сложившуюся практику обмена информацией между федеральными органами исполнительной власти, но и предусматривает необходимость облечения такого взаимодействия в форму документа, что обеспечивает соблюдение прав лиц, которых эта информация затрагивает. Статья 387 кодекса предоставляет дополнительные гарантии соблюдения прав лиц, о которых имеется информация у таможенных органов. В частности, предусматривается, что лица вправе иметь доступ к такой информации, а также уточнять информацию о себе в целях обеспечения ее полноты и достоверности.

К случаям, когда таможенные органы и иные федеральные органы исполнительной власти, получившие доступ к информации, используемой исключительно для таможенных целей, могут передавать эту информацию без нарушения требований комментируемой статьи, в частности, относятся: передача информации суду (арбитражному суду) (в соответствии с АПК, ГПК и УПК);

передача ФТС России сведений, составляющих коммерческую тайну в Минэкономразвития России для проведения расследований, предшествующих введению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры (в соответствии с пунктом 7 статьи 26 Федерального закона от 08.12.2003 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров");

передача таможенными органами сведений правообладателю в соответствии с пунктом 2 статьи 397 кодекса.

Следует обратить особое внимание на то, что информация, используемая для таможенных целей, может передаваться лишь в случаях, установленных федеральными законами, а не правовыми актами другого уровня.

Журнал Таможня 18 от 26.09.05