23.12.05

Таможенный кодекс: строка за строкой

Статья 1
Статья 2
Cтатья 3
Статья 4
Статья 5
Статья 6



Статья 11. Основные понятия, используемые в настоящем кодексе

1. В настоящем кодексе основные понятия используются в следующих значениях:

1) товары любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в подпункте 5 настоящего пункта, к товарам не относятся;


Товары в соответствии с таможенным законодательс- твом это любые предметы, имеющие материальную оболочку, которые могут физически перемещаться через таможенную границу. Специфичность определения термина "товары", который традиционно в экономическом понимании ассоциируется с объектом купли-продажи, иногда приводит к ошибочному пониманию положений таможенного законодательства.

В Таможенном кодексе к товарам относятся, например, личные вещи граждан, пересекающих государственную границу при въезде в Россию или выезде из нее, некоммерческие образцы, грузы гуманитарной помощи, офисное оборудование для представительства иностранной фирмы, вооружение воинских частей и т.д.

Согласно кодексу, всё, что имеет материальную оболочку, является товаром. Соответственно, в отношении всех предметов, перемещаемых через границу, должны соблюдаться правила, предусмотренные кодексом.

Уже стало традицией для российского таможенного законодательства не относить к товарам транспортные средства, которые используются для осуществления международных перевозок товаров и пассажиров. В некоторых законодательствах других стран, в международных конвенциях в области таможенного дела транспортные средства считаются товарами особой категории, к которым при определенных условиях не применяются таможенные пошлины, налоги и нетарифные ограничения экономического характера (например, Приложение С к Стамбульской конвенции о временном ввозе, Глава 3 Специального приложения J к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Брюссельского протокола 1999 года).

Понятие товара базовое в таможенном законодательстве. Пожалуй, ни в одной другой отрасли законодательства административные и налоговые процедуры так тесно не увязаны с объектом материального права. Общественные отношения, являющиеся предметом регулирования, правила поведения лиц увязаны в таможенном законодательстве с главной целью таможенного дела обеспечить соблюдение таможенно-тарифных мер, запретов и ограничений, установленных в соответствии с внешнеторговым законодательством, в отношении товаров, перемещаемых через таможенную-границу.

2) российские товары товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации;

Понятие российских товаров претерпело содержательное изменение по сравнению с Таможенным кодексом 1993 года. В частности, в определении статуса товаров для таможенных целей в том, что касается российских товаров, невозможно использовать такой критерий, как достаточная переработка на территории России товаров иностранного происхождения, не выпущенных для свободного обращения. К категории российских товаров относятся исключительно товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ.

Как специальный термин для таможенных целей "российские товары" означает только возможность их свободного использования на внутреннем рынке без каких-либо ограничений с точки зрения применения таможенного законодательства. Товары при их ввозе не могут рассматриваться как российские до их выпуска для свободного обращения, даже если они полностью произведены на территории РФ.

3) иностранные товары товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

Сложность использования терминов "российские товары" и "иностранные товары" в том, что эти понятия не связаны со страной происхождения товаров, за исключением российских товаров, полностью изготовленных на территории РФ и не вывезенных за ее пределы. Таможенное законодательство может относить к статусу иностранного товара ввозимый товар российского происхождения, если этот товар был ранее вывезен за пределы России, и, наоборот, импортный товар (в том значении, что произведен он был за границей) может считаться российским товаром, если он выпущен для свободного обращения на территории РФ.

Для таможенного законодательства иностранный товар это всегда ввезенный товар, находящийся под таможенным контролем. Во взаимосвязи с пунктом 4 комментируемой статьи иностранный товар означает, что товар при его ввозе не выпущен для свободного обращения, т.е. в отношении этого товара не выполнены (полностью или частично) все требования, вытекающие из правил осуществления внешнеторговой деятельности не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные ограничения.

4) товары, находящиеся под таможенным контролем, иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы;

Еще одна терминологическая сложность таможенного законодательства. В соответствии с подпунктом 19 комментируемой статьи таможенный контроль это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. В понятии "товары, находящиеся под таможенным контролем", безусловно, не подразумевается, что товары находятся под совокупностью мер. В этом штампе, уже сложившемся в российском таможенном законодательстве, понятие таможенный контроль используется в ином значении.

Товары, находящиеся под таможенным контролем, это те ввезенные товары, в отношении которых не выполнены требования, которые необходимо выполнить для выпуска товаров для свободного обращения. Поэтому в отношении таких товаров у лиц, пользующихся или владеющих ими, имеются публичные обязательства, установленные таможенным законодательством (использовать товары в определенных целях, вывезти за пределы таможенной территории в определенный срок и т.д.).

Эти товары ограничены в обороте в силу предписаний таможенного законодательства. Вывозимые российские товары приобретают статус находящихся под таможенным контролем исключительно в силу совершения заинтересованными лицами юридически значимых действий, направленных на вывоз товаров за пределы РФ.

5) транспортные средства любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;

Для облегчения внешней торговли правила перемещения через та моженную границу такой категории предметов, как транспортные средства, используемые для осуществления международных перевозок товаров и пассажиров, особо оговариваются в таможенных законодательствах других стран на основе многочисленных международных конвенций в области таможенного дела и транспорта.

Транспортное средство с точки зрения таможенной терминологии это только то транспортное средство, которое въезжает на таможенную территорию или выезжает с этой территории при осуществлении международной перевозки с целью погрузить (выгрузить) товары или посадить (высадить) пассажиров. Порядок перемещения транспортных средств установлен главой 22 Таможенного кодекса.

6) статус товаров и транспортных средств для таможенных целей наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных настоящим кодексом;

О наличии или отсутствии запретов и ограничений на пользование или распоряжение товарами свидетельствуют два основных статуса товаров для таможенных целей российские товары (т.е. товары, находящиеся в свободном обращении (обороте) на таможенной территории РФ) и иностранные товары (т.е. ввезенные товары, находящиеся под таможенным контролем).

Однако в кодексе употребляются определения для более узкого обозначения статуса товаров. Например, товары, находящиеся на временном хранении, временно ввезенные товары (т.е. товары, находящиеся под таможенным режимом временного ввоза), условно выпущенные товары и т.д.

7) перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом;

Определение общего понятия "перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу" осталось практически неизменным по сравнению с Таможенным кодексом в редакции 1993 года. Правильное понимание этого термина имеет очень важное значение, потому что порядок перемещения товаров через таможенную границу является основным предметом регулирования таможенного законодательства.

Итак, перемещение через таможенную границу это активные действия, совершаемые лицами. Перемещение в зависимости от направления движения это ввоз или вывоз. Наконец, под сферу действия Таможенного кодекса попадает любое перемещение товаров вне зависимости от способа их ввоза или вывоза (пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта или линии электропередачи, въезд или выезд пассажиров).

8) ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоящим кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами;

Понятие ввоза товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ существенно изменилось по сравнению с Таможенным кодексом в редакции 1993 года. Если до 1 января 2004 года действия по ввозу считались законченными с момента пересечения товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы, то теперь перемещение через таможенную границу при ввозе это растянутые по времени действия с момента пересечения таможенной границы до выпуска товаров.

Почему так? Собственно, цель таможенных правил не только и не столько в том, чтобы зафиксировать факт ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию (безусловно, такие действия тоже входят в функции таможенных органов). Необходимо обеспечить соблюдение установленных требований и ограничений в связи с ввозом товаров.

Выпуск товаров в соответствии с подпунктом 23 этого же пункта означает возможность для импортера (получателя) пользоваться товарами в соответствии с избранным таможенным режимом после того как будет принята таможенная декларация, уплачены таможенные платежи, при необходимости проведены проверочные мероприятия. До выпуска, как правило, товары удерживаются в соответствии с таможенной процедурой временного хранения (глава 12 Таможенного кодекса), а в случае хранения товаров на складе временного хранения товары физически не доступны импортеру (получателю). Таким образом, в соответствии с новыми таможенными правилами действия по ввозу считаются неоконченными до выдачи разрешения таможенным органом на использование товаров на таможенной территории.

9) вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором настоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотрен ные настоящим кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.
К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест;


Понятие вывоза товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ сохранилось прежнее, за исключением того, что закон дополнился описанием еще некоторых действий, которые рассматриваются как непосредственно направленные на вывоз товаров и (или) транспортных средств.

Так же, как и в случае с ввозом, вывоз рассматривается как длящаяся процедура с момента совершения активных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров до фактического пересечения товарами таможенной границы. Таможенный кодекс оперирует двумя понятиями вывоз товаров и транспортных средств (и производные от него вывозимые товары, транспортные средства) и фактический вывоз (и производные от него). К вывозу товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории относятся действия, совершаемые на территории РФ. Законом устанавливается с какого момента лицо обязано соблюдать таможенные правила, выполнять требования и условия, установленные Таможенным кодексом. В соответствии с пунктом 2 статьи 360 Таможенного кодекса с момента подачи таможенной декларации либо совершения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, они рассматриваются для таможенных целей, как находящиеся под таможенным контролем.

Ответственность за нарушения таможенных правил при вывозе, как правило, наступает за совершение деяний, связанных с нарушением установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств при их вывозе независимо от того, покинули товары таможенную территорию или нет.

Действие Таможенного кодекса распространяется на таможенную территорию Российской Федерации. И правомочиями, предоставленными кодексом в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы могут пользоваться только на территории РФ. Соответственно, провести проверку вывозимых товаров, осуществить их принудительное удержание до выполнения всех необходимых таможенных формальностей (в форме отказа в выдаче разрешения на вывоз) возможно только на таможенной территории РФ.

В соответствии со статьей 360 Таможенного кодекса товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем в момент пересечения таможенной границы (осуществления фактического вывоза). При убытии товаров (термин, который также употребляется в кодексе) после пересечения ими таможенной границы, как правило, принять меры по их принудительному возврату невозможно (за исключением отдельных категорий товаров, реституция или возврат которых предусматривается международными соглашениями, а также некоторых других случаев).

Для российских товаров совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории, означает изменение статуса этих товаров от находящихся в свободном обращении к находящимся под таможенным контролем, что влечет за собой обязанность лиц выполнять требования таможенного законодательства.

10) незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка, установленного настоящим кодексом;

Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу как самостоятельная правовая дефиниция впервые появилась в законе, устанавливающем таможенные правила. Незаконное перемещение это не только пересечение границы в не установленных для этого местах или с сокрытием товаров, но и любые другие действия после пересечения границы до выпуска товаров. Например, заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, что повлекло за собой уплату таможенных платежей в неполном объеме, также может рассматриваться как незаконное перемещение товаров через таможенную границу.

Для правоприменения важно различать содержание термина в Таможенном кодексе и Кодексе РФ об административных правонарушениях, где к незаконному перемещению товаров и (или) транспортных средств отнесены лишь некоторые деяния, характеризующиеся повышенной общественной опасностью (статья 16.1 КоАП).

В частности, пунктом 4 статьи 320, статьями 327 и 391 Таможенного кодекса предусматриваются юридические последствия для лиц, участвующих в незаконном перемещении товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу, а также для лиц, приобретших на территории Российской Федерации товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию. Эти юридические последствия наступают независимо от привлечения виновных лиц к ответственности за административные правонарушения (нарушения таможенных правил).

10.1) федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, федеральное министерство, в ведении которого находится федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и которое осуществляет контроль и координацию деятельности указанной службы, а также функции по нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, или федеральное министерство, уполномоченное в области финансов, если данное министерство в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации, осуществляет нормативно-правовое регулирование по отдельным вопросам таможенного дела, но не осуществляет координацию деятельности таможенных органов. В этих случаях федеральное министерство, уполномоченное в области финансов, совместно с федеральным министерством, в ведении которого находится федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, осуществляет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов в области таможенного дела. Указанные в настоящем подпункте федеральные министерства не являются таможенными органами;

Подпункт введен Федеральным законом 58 от 29 июня 2004 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".

В отличие от предписания, закрепленного в Указе Президента РФ 314 от 9 марта 2004 года "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", о пере даче функций бывшего Государственного таможенного комитета РФ по принятию нормативных правовых актов исключительно Министерству экономического развития и торговли РФ в Таможенном кодексе РФ в качестве федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, кроме Минэкономразвития России фигурирует также и Минфин России.

Указ Президента РФ, определяющий в каких именно случаях Минфин России может выступать в этом качестве, так и не был принят. Однако в Положении о Министерстве финансов РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ 329 от 30 июня 2004 года, подпунктами 5.2.5-5.2.12 предусмотрены полномочия этого министерства по нормативно-правовому регулированию правоотношений в области таможенного дела.

Порядок осуществления совместного контроля Минэкономразвития России и Минфина России за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов, принятие которых отнесено к компетенции Минфина России, содержится в Правилах осуществления контроля за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ 585 от 28 сентября 2005 года. Остается лишь добавить, что на сегодняшний день пока еще ни один нормативный правовой акт в области таможенного дела Минфином России так и не принят. Как уже упоминалось, ранее принятые акты ГТК России сохраняют свою юридическую cилv.

11) таможенные органы федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации, за исключением случаев, когда в настоящем кодексе упоминаются таможенные органы иностранных государств;

В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Таможенного кодекса к таможенным органам относятся Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Такая четырехуровневая система построения таможенных органов существовала и до 1 января 2004 года.

В Таможенном кодексе практически отсутствуют четкие предписания, таможенный орган какого уровня уполномочен на принятие того или иного решения, совершение того или иного действия, за исключением редких случаев (см., например, пункт 1 статьи 57, пункт 3 статьи 376). Согласно второму абзацу пункта 2 этой же статьи 402 Федеральная таможенная служба по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ определяет компетенцию таможенных органов. Практическое применение Таможенного кодекса показало оправданность такого подхода. С совершенствованием таможенного администрирования изменяется и компетенция таможенных органов.

12) лица юридические и физические лица, если иное не вытекает из настоящего кодекса;

Важный термин для правильного применения Таможенного кодекса. Таможенное законодательство обеспечивает соблюдение законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, где любые запреты, ограничения, меры таможенно-тарифного регулирования при ввозе (импорте) либо вывозе (экспорте) устанавливаются в отношении товаров. Пунктом 1 статьи 12 Таможенного кодекса закреплен принцип равноправия всех лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Исключения составляют те случаи, когда от статуса лица зависит его правоспособность в области таможенного дела (например, лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения или таможенных брокеров (представителей), могут являться только юридические лица), а также когда от статуса лица зависит возможность применения к нему отдельных таможенных процедур (на упрощенный, льготный порядок перемещения товаров через таможенную границу могут рассчитывать только физические лица в соответствии с главой 23 Таможенного кодекса).

Кроме этого, Таможенным кодексом предусматриваются случаи, когда отдельные властные полномочия таможенных органов по принудительным мерам исполнения таможенного законодательства могут ре-ализовываться в зависимости от статуса лица (пункт 3 статьи 348, статья 373 и др.).

Также следует иметь в виду, что по смыслу комментируемого подпункта правовой статус лиц для целей применения таможенного законодательства может иметь существенное значение не только в случаях, когда в законе прямо названо, к каким категориям лиц применимы те или иные правила, но также в случаях, когда это вытекает из правовых предписаний. Например, статьей 391 предусмотрены правовые последствия для лиц, приобретших незаконно ввезенные товары на таможенной территории РФ. Таможенный кодекс ограничивает круг лиц, к которым могут применяться меры, предусмотренные данной статьей, только теми, которые приобрели товары в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (ПУНКТ 1).

Журнал Таможня 21 от 25.11.05