14.05.09

Форс-мажор по регламенту

Калининградские строители и мебельщики "погорели" на сертификатах пожарной безопасности

БИЗНЕС ЭКСКЛАВА ОКАЗАЛСЯ НА ГРАНИ КОЛЛАПСА ИЗ-ЗА НЕГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

По этой причине на временных стоянках пограничных пунктов пропуска скопилось 14 фур с товарами европейских поставщиков для строителей и мебельщиков. Напомним, с 1 мая вступили в действие технический регламент (ФЗ N 123 от 22 июля 2008 года) и постановление правительства РФ (№ 241 от 17 марта 2009 года), регламентирующие новые требования пожарной безопасности. Новшество заключается в том, что теперь владелец предприятия имеет право сам выбирать способ пожарной защиты своего объекта. Вместе с тем повышается его ответственность за соблюдение норм пожарной безопасности: собственник обязан предоставлять на товар сертификат соответствия требованиям техрегламента или декларацию о соответствии. Однако из-за того, что предприниматели не разобрались в нововведении, часть предприятий и строек Янтарного края остались без материалов и комплектующих. - У нас ведь все сырье привозное - древесно-стружечные плиты, ткани, кожа... Чтобы оптимизировать затраты, мы не делаем товарных запасов, работаем с колес, поэтому малейшая задержка с поставками увеличивает себестоимость продукции, - посетовал председатель Ассоциации калининградских мебельщиков Александр Мусевич. - Получается так, что предприниматель, ввозящий материалы для сборки обычной мебели, скажем, на 5 тысяч евро, должен простоять на оформлении 45 суток и заплатить еще 3 тысячи евро.

Большой неожиданностью обернулись требования техрегламента и для местных зодчих. Электрооборудование, кабели, розетки, светильники и даже краны для радиаторов должны иметь пожарный сертификат, без которого товар не растаможивается, - удивляется президент регионального союза строителей Евгений Морозов.

Ситуацию частично удалось урегулировать благодаря вмешательству заместителя полпреда президента по Северо-Западному федеральному округу Александра Дацышина, который оперативно собрал все заинтересованные стороны, выяснил суть претензий, обсудил их в Петербурге с Ильей Клебановым. Как сообщил чиновник на брифинге, получателям грузов разрешено перегнать свои фуры на предприятия, чтобы не платить за хранение товара. Правда, использовать его пока нельзя. В создавшемся положении, по мнению замполпреда, виноват как сам бизнес, который, имея в штате юристов, консультантов, экспертов, вовремя не сориентировался, так и региональное министерство промышленности - за два месяца совместно с предпринимателями можно было "отработать механизм действия новых нормативных актов".

- А у нас постфактум выясняется, что в регионе есть только одна структура, способная выдавать требуемые сертификаты. Это частная компания-монополист, которая за свои услуги берет огромные деньги. А управлению МЧС не хватает 400 тысяч рублей, чтобы доукомплектовать лабораторию необходимым оборудованием и начать лицензировать импортные материалы на соответствие их правилам пожарной безопасности, - констатировал Александр Дацышин.

Поспешил отчитаться о том, что острота проблемы с таможенным оформлением грузов снята, и министр промышленности области Михаил Карапыш. Под его председательством прошло первое заседание созданной в экстренном порядке межведомственной рабочей комиссии по адаптации технических требований и подготовке калининградских предприятий к работе в новых условиях. По сообщению пресс-службы регионального правительства, комиссия согласовала действия местной таможенной службы, управления МЧС и бизнес-сообщества.

Но фактически комиссия продублировала то решение, которое привез из Санкт-Петербурга заместитель полпреда, - по вывозу товаров со складов таможни в режиме так называемого "условного выпуска" (при наличии предоставления таможенным органам декларации пожарной безопасности, зарегистрированной в территориальных отделах Госпожнадзора).

Производственники по поводу "компромисса", достигнутого в "пожарном" порядке, отзываются скептически. Да, содержание материалов на таможенных складах обходилось дорого - в 3-4 тысячи рублей в сутки за одну машину. Но перемещение сырья на собственные склады не избавит от простоя и убытков, поскольку процедура оформления документов по-прежнему неясна: сколько она займет времени, в какую сумму выльется.

Российская газета 14.05.09