24.03.09

ФТС на пути авиаторов

Таможня вынуждает авиакомпании покупать старую технику

Из-за требований Федеральной таможенной службы (ФТС) о гарантиях лизинговых платежей российские авиакомпании теперь практически лишились возможности покупки новой западной техники. Как рассказали РБК daily сразу несколько участников авиационного рынка, из-за того что ряд обанкротившихся в прошлом году перевозчиков не заплатили таможенные платежи, сейчас ФТС требует предоставления банковских гарантий на сумму 41,6% от стоимости ввозимого лайнера. Это вынуждает авиакомпании переключиться на покупку более дешевой, но соответственно и более старой техники.

Речь идет о приказе ФТС, касающемся обеспечения таможенного оформления как самолетов, так и компонентов к ним. Согласно ст. 160 Таможенного кодекса, при выдаче разрешения на помещение товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, таможенный орган вправе требовать предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей.

Но в таможенном законодательстве отсутствуют четкие нормы, определяющие, чем таможенный орган вправе руководствоваться при требовании данного обеспечения. Размер обеспечения уплаты таможенных платежей составляет 41,6% от первоначальной стоимости самолета (таможенные платежи и НДС).

В то же время для того чтобы авиакомпании смогли оплатить пошлины, суда ввозятся в режиме временного ввоза, что дает возможность выплачивать таможенные сборы не сразу, а в течение 34 месяцев. Но ст. 337 ТК РФ и ст. 213 противоречат друг другу — по одной норме действительно дается рассрочка, а по другой требуется банковская гарантия на всю сумму таможенных платежей. Так, приказом ФТС от 3 декабря 2008 года (№1523) был утвержден реестр банков и иных кредитных организаций, где указаны лимиты максимально выдаваемой одной гарантии и суммы всех выдаваемых банками (кредитными учреждениями) гарантий. В основном они составляют от 35 до 140 млн руб. на одну сделку и максимально на 700 млн руб. по всем таможенным гарантиям. «Как плавило, банки за предоставление гарантии иногда берут до 7—15% от стоимости имущества», — отмечает источник РБК daily.

К примеру, сумма таможенных платежей по одному воздушному судну типа Boeing 737 возрастом 15 лет составляет более 6 млн долл. при его стоимости 11—15 млн долл. Но тот же Boeing 737-800, возраст которого 5—6 лет, стоит около 33 млн долл., а значит, сумма таможенных платежей составит уже 13 млн долл.

Еще в ноябре правительство поручило обеспечить предоставление авиакомпаниям отсрочки уплаты таможенных платежей на срок до шести месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним (в том числе двигателей) с освобождением от необходимости банковских гарантий. Однако до сих пор ФТС не приняла никаких поправок. «Из-за этого перевозчикам приходится в целях экономии средств переключиться на приобретение более дешевой, а значит, старой техники», — отмечает руководитель «Авиачартера» Михаил Шаманов. «На фоне предложения об антикризисных мерах, озвученных в конце прошлого года, требование ФТС показывает, что ведомство не заинтересовано в том, чтобы оказать помощь авиакомпаниям. Для них главное — сборы сегодня и сейчас», — считает глава отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Предоставление отсрочки на шесть месяцев по уплате таможенных сборов не решает всех проблем авиакомпаний, говорит РБК daily гендиректор SkyExpress Марина Букалова. В среднем по парку ввезенных б/у самолетов ежемесячный платеж, пошлины и НДС по одному самолету составляют 3,5—5,5 млн руб. Стоимость кредитных денег в этой сумме на период шестимесячной отсрочки на один самолет составит не более 500 тыс. руб. На парк из десяти лайнеров, следовательно, около 5 млн руб. — это капля в море, которая не окажет эффективной поддержки и даст лишь небольшое временное послабление.

РБК daily; 24.03.09