04.09.09

ФТС не прошла проверку

Таможенники допустили 1,5 тыс. нарушений законодательства

Генпрокуратура обвинила Федеральную таможенную службу (ФТС) в недостаточном контроле за действиями подчиненных, субъективном применении таможенного и нарушениях антикоррупционного законодательства. Общее число нарушений — 1,5 тыс.

Серьезные нарушения в работе ФТС Генпрокуратура находит постоянно: в 2006 году службу уличили в том, что ее сотрудники получали денежные средства от ряда негосударственных структур, которые взамен пользовались различными привилегиями. В 2008 году проведенная Генпрокуратурой проверка показала, что досмотр грузового транспорта ведется недостаточно пристально, что позволяет ввозить в страну материалы с экстремистским содержанием. В ФТС не предоставили материалов о том, были ли наказаны виновные по результатам предыдущих проверок, однако обещают провести служебные расследования и привлечь нарушителей к ответственности.

Причина нарушений, выявленных на этот раз, — не только человеческий фактор. В сообщении о результатах проверки Генпрокуратура указывает на проблемы с законодательством. К примеру, "отсутствие четких критериев определения неоднократности совершаемых преступлений создает условия для применения разных санкций за совершение организациями одинаковых преступлений". Прокуратура выявила, что за совершение двух административных правонарушений в одном случае юридическое лицо исключается из реестра таможенных брокеров, тогда как в другом даже за десяток таких нарушений компания остается в реестре.

"По смыслу Таможенного кодекса (ТК) и Кодекса об административных правонарушениях таможенный брокер может быть исключен из реестра за "неоднократное" нарушение таможенных правил. Таким образом, если брокер нарушил правила более одного раза, он рискует быть исключенным. Это выглядит странно: любая ошибочно заявленная в таможенной декларации информация может быть признана недостоверным декларированием.

Но это возможно, так как ТК не уточняет, что означает "неоднократность" нарушения таможенных правил", — объясняет руководитель таможенной группы юридической компании Goltsblat BLP Елена Белозерова.

По мнению бывшего руководителя государственного таможенного комитета, первого зампреда комитета Госдумы по промышленности Валерия Драганова, к злоупотреблениям приводит отсутствие в ТК прямых норм, которые не допускают вольного толкования. "Но даже к тем прямым нормам, которые есть в ТК, ФТС выпускает множество разъяснений, которые дают таможенникам право действовать на свое усмотрение", — говорит Драганов.

Генпрокуратура также выявила множество фактов фальсификации актов таможенного досмотра. Из их содержания следует, что отдельные инспекторы за день проводят досмотр сотен тонн одежды и обуви и одновременно досматривают легковые автомобили на складе временного хранения в морском порту, расположенном в другом месте.

Еще одно обнаруженное нарушение: занижение таможенной стоимости оформляемых автомобилей, техники, строительных материалов, что приводит к сокращению объема импортных пошлин. Здесь также работает субъективный фактор: таможенник имеет право пересчитать таможенную стоимость ввозимого товара по шести различным методам в том случае, если заявленная импортером цена ему кажется недостаточной.

По результатам проверки Генпрокуратура направила в ФТС 168 представлений с требованием устранить нарушения. В ФТС подтвердили, что они получены. "Уже дано поручение региональным таможенным управлениям провести служебные проверки. В случае подтверждения фактов нарушения виновные будут привлечены к ответственности", — заявил замначальника управления по связям с общественностью ФТС Владимир Зубков. В 2008 году, по статистике управления собственной безопасности службы, за различные должностные нарушения из ФТС было уволено 22 сотрудника, 863 человека привлечено к дисциплинарной ответственности. Вероятно, что подобные выводы последуют и сейчас. А вопрос об устранении причин нарушений все равно останется открытым.

Можно ли победить коррупцию на таможне?

Борис Фантаев / исполнительный директор Союза производителей и импортеров

Вопрос системный. Причем прежде всего он связан с импортом, ведь основная сфера злоупотреблений находится именно здесь. Значительная часть импортируемых потребительских товаров (а Россия является крупнейшим импортером, в первую очередь именно потребительских товаров) облагается пошлиной около 20%. Если мы еще добавим НДС, то обложение на границе будет доходить до 42—43%. Причем я не считаю еще накладные расходы, дополнительные расходы, связанные с хранением, транспортировкой и так далее. В общем получается, что обложение при импорте товара — это где-то 50% таможенной стоимости. Можете себе представить, что если недобросовестному участнику внешнеэкономической деятельности удастся этого избежать, какая будет у него норма прибыли! Поэтому, конечно, соблазн велик, и в импорте потребительских товаров наблюдается колоссальное злоупотребление. Если мы возьмем, скажем, статистику западных стран по поставкам товаров в Россию или китайскую статистику, то их показатели будут в два, в три, в четыре раза выше, чем показатели, зафиксированные нашей таможенной статистикой. То есть значительная часть товаров идет либо по серым, либо по черным схемам. Естественно, таможенные работники зачастую вступают в сговор с импортерами и покрывают их, когда те провозят товары либо по другим позициям, либо изобретают какие-то схемы, которые позволяют вообще уходить от обложения.

Так что надо снижать ставки: есть международные исследования, которые показывают, что при обложении товара при импорте на уровне более 23—24% таможенной стоимости импорт резко уходит в тень. А потому если все наши таможенные пошлины снизить до 5% и оставить неизменным НДС в 18%, то мы как раз и выйдем на пограничный уровень, который может быть воспринят импортером как экономически оправданный.

И здесь есть примеры: скажем, три года назад снизили таможенную пошлину на обувь, в результате чего за два года официально регистрируемый импорт вырос в шесть раз. Похожая ситуация была еще с плазменными экранами, телевизорами… Нужно менять образ мышления: поступления в бюджет кроются не в высокой пошлине, а в нормальной организации импорта.

Кирилл Кабанов / председатель Национального антикоррупционного комитета

Вообще, для этого есть два условия: во-первых, электронное декларирование. Во-вторых, изменение и упрощение системы тарифов и таможенной стоимости.

Однако остается важный практический аспект: таможенная система напрямую завязана с системой правоохранительной. Поэтому когда мне рассказывают, что взяли одного эксперта, а до этого фирма шесть лет возила контрабанду, мне становится смешно. Потому что я знаю, кто прикрывает контрабандные потоки. А это спецслужбы (яркий пример — дело ВЧ 6302 и дело "Трех китов") и большие чиновники за большими заборами — но опять же во взаимодействии со спецслужбами. Никто на эту "поляну" просто так никого не пустит. А потому и изменить ситуацию в одной таможне в принципе невозможно. Хотя там и требуется разделение функций: фискальная функция — один орган, а таможенная полиция — другой.

Алексей Бинецкий / адвокат, доктор политических наук

Коррупцию победить нельзя нигде и никогда — да и никто такой цели не ставит. Когда мы говорим о борьбе с коррупцией, то профессионалы во всем мире понимают под этим создание механизмов противодействия и контроля с целью уменьшения или доведения коррупционных проявлений до здравого уровня. Причем здравым считается тот уровень, когда те или иные коррупционные проявления рано или поздно все равно вскрываются и подвергаются общественному и народному суду.

Но этого в современной России не происходит. Кроме того, у нас на сегодняшний день во многих отраслях если деятельностью и занимается профессионал, то профессионал только в одном вопросе: как из этой отрасли извлечь максимальную личную прибыль. Поэтому победа над коррупцией в отдельно взятом министерстве или ведомстве — полная чепуха. Все это государственная система, а у нас, как следует из заявлений высших руководителей государства и правоохранительных органов на протяжении последних лет, коррумпирована вся государственная и муниципальная власть.

То, что есть определенные сдвиги и ведется некоторая работа, — правда. Насколько она будет эффективна, может показать только время. Хотя в целом следует признать, что при победных реляциях и публикуемых цифрах системной борьбы с коррупцией все-таки нет: нет соответствующей программы. Которая должна заключаться в первую очередь в уменьшении количества чиновников и в усилении контроля за ними разными способами, включая экономические.

Газета Gzt.Ru; 04.09.09