13.09.13

ФТС перекладывает безнадежные долги на потребителей и бизнес?

Сегодня состоялся брифинг, организованный АСМАП и посвященный ситуации с фактической отменой российской таможней системы МДП на территории России. По мнению собравшихся бизнесменов, таможня пытается прикрыть свою некомпетентность, заставляя латать образовавшиеся по её вине «бюджетные дыры» за счет перевозчиков, гаранта и потребителей….

"Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и (таможенная) статистика". … почти Марк Твен

Федеральной таможенной службой (ФТС России) издано письмо ведомственного характера, адресованное руководителям таможенных органов, от 04.07.2013 № 01-11/28474 «О международных перевозках с применением книжек МДП».

Согласно этому письму, таможенным органам Российской Федерации предписано с 14 сентября 2013 г. «помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП осуществлять при условии обеспечения соблюдения таможенного транзита с применением мер, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза».

На практике это означает, что с 14 сентября 2013 г. фактически ввоз товаров будет разрешен таможенным органом только при условии предоставления перевозчиком дополнительного обеспечения уплаты таможенных платежей (поручительства, банковской гарантии и пр.).

Издание письма и последующие действия ФТС России по его реализации, по мнению ряда международных автоперевозчиков, нарушают ряд норм международного и национального законодательства, в частности, положений Конвенции МДП 1975 г., Таможенного кодекса Таможенного союза и других нормативных правовых актов в области таможенного дела.

Генеральный директор АСМАП Андрей Курушин рассказал, как на данный момент обстоит ситуация с кризисом в системе МДП: " Мы долго молчали, надеясь на здравый смысл руководителей ФТС. Тем более, что действия, которые пытается предпринять ФТС, были осуждены международным сообществом и решение, принятое господином Бельяниновым, на заседании исполнительного совета МДП, состоявшемся в Женеве 27 августа, было признано незаконным и нарушающем конвенцию МДП. Данные, которые приводит на своем сайте ФТС, в настоящий момент документально не подтверждены. Состоялось уже три заседания рабочей группы, сформированной из представителей АСМАП и ФТС, и, к сожалению, я вынужден констатировать тот факт, что все они прошли неконструктивно. Два протокола имеют подписи и одной и другой стороны, ни одно из протокольных решений, предписанных ФТС не выполнено….. "

Справедливости ради нужно отметить, что один документ на основании протокольных решений, ФТС всё-таки представила.... Это письмо, пришедшее в АСМАП поздним вечером 10 сентября. К письму прилагались материалы с претензиями, требующими, по мнению ФТС, дальнейшего рассмотрения. В этом документе таможня предъявляет АСМАП долг на сумму в 84 млн. рублей (суммировав данные с 2004 по 2013г), превышающую ответственность АСМАП по гарантийной цепи. (гарантия АСМАП-60 тысяч ?). Перевозчики с долгом не согласны, да и любой человек, умеющий считать, может засомневаться…..

Помимо этого, ФТС игнорирует решения судебных органов, признающие незаконными обращения таможни в АСМАП с требованиями об оплате….

ФТС, по мнению перевозчиков, путается в собственных подсчетах, цифры по претензиям, которые якобы не выплатила АСМАП, предъявленные таможенниками пару месяцев назад, меняются. 1000 претензий, на сегодняшний день, волшебным образом преобразились в 343 претензии. Но и с этим АСМАП согласиться никак не может. Из этих 343 претензий 308 в АСМАП вообще не предъявлялись ( что противоречит 11 статье Конвенции МДП, говорящей об обязательном официальном уведомлении с конкретной суммой – ред.)

Складывающаяся ситуация, с игнорированием ФТС всех обращений в их адрес, в том числе со стороны европейских организаций, отказ от признания судебных решений, постоянно меняющиеся собственные данные и совершенно неконструктивный подход к диалогу в рабочих группах может говорить лишь о том, что ФТС не заинтересованы в урегулировании ситуации, считают в АСМАП.

А можно, утром стулья, а вечером деньги? Можно, но деньги вперед.

В полном недоумении и IRU. После последнего заседания рабочей группы, господин Рительски уехал в Женеву в сильной задумчивости. По мнению ФТС, гарантийная цепь должна дать согласие на автоматическое и безлимитное списание средств, по любой претензии. (независимо от существующих у перевозчика документов)

Грубо говоря, такими условиями ФТС ликвидируют существующую во всем мире презумпцию невиновности, требуя сначала деньги, а потом уже соглашаясь на многолетние судебные разбирательства.

Руководитель департамента МДП и таможенных систем Михаил Савин рассказал откуда возникла и как появилась вменяемая АСМАП задолженность: «Все таможенные платежи являются платежами налогового характера. Когда речь идет о процедуре транзита, перевозчик в случае недоставки товара до места назначения, в соответствии с законодательством сам становится налогоплательщиком. И тут, в соответствии с конвенцией МДП, появляется такой субъект, как АСМАП. Но, в отличие от перевозчиков, у ассоциации с ФТС не административные отношения, а гражданско-правовые. Существует договор, основанный на нормах конвенции МДП, но это взаимоотношения двух равных в своих правах субъектов. Все претензии, заявляемые к АСМАП, либо своевременно оплачиваются, либо оспариваются в судах и в большинстве случаев, дела ассоциация выигрывает, тем самым снимая с себя материальную ответственность».

А задолженность у ФТС остается, в подавляющем случае, за иностранными перевозчиками….. Минфин этот долг не признает безнадежным и не списывает, требуя от ФТС его погашения… ФТС бьется в истерике…Круг замыкается….

"Сегодня ФТС подменяет понятия. С иностранцем, оставшимся задолжником, таможня должна была работать, у неё для этого есть система управления рисками, черные списки. Она могла изначально принимать ограничительные меры, назначая таможенное сопровождение. Этого не делалось. Суды констатировали, что должностные лица ФТС не выполняли свои инструкции, в силу чего все нарушения вскрывались через продолжительное время, которое не давало возможности идти в суд с обращением к АСМАП. И те, накопившиеся за 10 лет, недоработки ФТС в отношении перевозчиков, сегодня предъявляются АСМАП", - сказал Михаил Савин.

До свиданья, мой друг, без руки...

На третьем заседании рабочей группы АСМАП, по ее мнению, предложила ФТС конструктивный подход к решению проблем. На что со стороны таможни не последовало вообще никакой реакции:

- Вместо срока в один год, предусмотренного гражданским кодексом, АСМАП готова увеличить это время на любой нужный ФТС срок. За год, как оказалось, таможенники не успевают предъявить в АСМАП все документы, требуемые для признания ассоциацией правомерности претензии. В течение трех месяцев подобный документ проверяется АСМАП и, в случае обоснованности, происходит платеж.

- В соответствии с Конвенцией МДП, должен существовать порог ответственности. На данный момент он составляет 60 тысяч ?. АСМАП готова поднять предел ответственности до 160 тысяч ? и выше. В любом случае, по Конвенции МДП предел ответственности должен быть. ФТС же выступает за безлимитное и мгновенное списание.

Как отметило руководство АСМАП, ни одна из претензий ФТС к этой организации до 2004 года документально не подтверждена. Ни одного поименного списка, с номерами книжек МДП, номером и датой требования в АСМАП не поступало.

Со вторым массивом претензий, с 2004 по 2013г, произошла чудная метаморфоза. По подсчетам АСМАП этих претензий 931, на сумму чуть больше 900 млн. рублей. Полный список был предъявлен ФТС. Через месяц подсчетов, таможня отправила в АСМАП свои данные, вышло 343 претензии, но сумма долга выросла до 2 млрд. рублей…. Однако, по словам представителей АСМАП, все суммы, предъявляемые ФТС (около 3,8 млрд. рублей), либо не попадают под действие конвенции МДП и, соответственно, пени, зачисленные по ним, недействительны, либо те претензии никогда в адрес АСМАП не поступали….

ПРОВЭД