06.09.13

ФТС России: В рейтинге – № 1

Работу таможни сегодня невозможно представить без мощной информационно-технической поддержки. О накопленном опыте, задачах и перспективах рассказывает главный специалист службы в этой сфере начальник Управления информационных технологий Алексей ШАШАЕВ.

Готовность сто процентов

Алексей Евгеньевич, с 2014 года все декларации будут подаваться только в электронном виде. Готово ли само ведомство к новым условиям?

В законе о таможенном регули-ровании установлена дата 1 января 2014 года. С этого времени все декларации, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации, должны подаваться исключительно в электронном виде.

Перечень категорий товаров, таможенных режимов и других условий, когда декларация подается в традиционном бумажном виде, уже подготовлен и в ближайшее время проект постановления будет направлен в правительство. В частности, исключения составляют товары для магазинов беспошлинной торговли, товары для личного пользования, декларируемые физическими лицами, и некоторые другие категории. Но в перечень попадает мизерное количество деклараций. Все остальные декларации должны подаваться в электронном виде. Уже сейчас можно сказать, что этого показателя мы практически достигли. На сегодня доля электронного декларирования составляет более 98 процентов. Количество участников ВЭД, которые используют именно такой способ декларирования, более 92,5 процента. Думаю, те участники ВЭД, которые еще не определились или не на все сто процентов используют электронное декларирование, до конца года проведут свои организационные мероприятия и тоже будут готовы к 1 января приступить к полноценному электронному декларированию.

Лет десять назад такое и представитьто было невозможно…

Чуть более десяти лет назад, а именно 25 ноября 2002 года, на Каширском таможенном посту была выпущена первая электронная декларация по технологии ЭД1.

В сентябре 2008 года первая декларация по технологии ЭД2. В начале 2010 года количество деклараций, выпущенных по технологии ЭД2, составляло чуть более двух процентов, а количество таможенных органов, имеющих техническую возможность принимать декларации, составляло менее 25 процентов. В течение того же года мы активно оснащали таможенные органы программными и техническими средствами, в результате чего к концу 2010 года уже более 50 процентов деклараций подавалось в электронном виде, и все таможенные органы были технически готовы к применению данной технологии.

Последующие годы были временем массового внедрения и совершенствования электронного декларирования. Планку в 80 процентов мы преодолели уже к концу 2011 года. Практически за пару лет мы прошли путь, который многие службы и ведомства проходят десятилетия. Кроме того, мы предоставили возможность подачи деклараций в электронном виде различными способами выбор за участниками ВЭД.

Как можно оценить работу портала электронного декларирования? Какой опыт приобретен, что еще нужно совершенствовать?


Сегодня можно констатировать: портал стал полнофункциональным программным средством для реализации электронного декларирования. Однако стоит учитывать, что ФТС России не разрабатывает информационных систем для участников ВЭД. Объяснение простое: эти информационные системы помимо взаимодействия с таможней могут иметь еще много других функций учет товаров на складах, логистические функции, взаимоотношения с поставщиками, клиентами, транспортными компаниями и так далее. Поэтому в зависимости от того, насколько участник ВЭД информационно развит, он и выбирает приемлемый для себя способ взаимодействия с таможней.

Часть участников ВЭД имеет собственное программное обеспечение, которое аттестовано Центральным информационнотехническим таможенным управлением и позволяет работать с ЕАИС ТО. Часть пользуется услугами информационных операторов, через которых они подают декларации в таможню, а часть использует портал. Рано пока говорить, что процент тех, кто пользуется порталом, очень высок. Однако же портал работает, используется, развивается, в нем начнет реализовываться дополнительный функционал, который будет иметь еще большую востребованность для участников ВЭД.

Игра стоила свеч?

Несомненно! Мы преследовали две цели. Вопервых, создание собственного информационного ресурса, с помощью которого мы сможем принимать декларации, чтобы исключить возможные претензии в адрес ФТС России в том, что таможня не обеспечила технически возможность любому участнику ВЭД с 1 января 2014 года подать таможенную декларацию. К слову, пользование порталом абсолютно бесплатное.

Вовторых, на этом портале мы отрабатываем технологии и технологические решения, которые нужны именно нам для развития информационных систем. Естественно, во взаимодействии с участниками ВЭД, чтобы обеспечить более качественный и удобный для них сервис.

Кому придется помогать?

А что можно сказать о темпах и перспективах развития информационных технологий в странахчленах Таможенного союза?

Создание Таможенного союза довольно значительно повлияло на развитие информационных технологий как в каждой службе в отдельности, так и в общем. Но при этом у каждого государствачлена ТС своя собственная информационнотехническая политика, собственные бюджеты и ресурсы для выполнения тех или иных задач. При этом в ТС законодательства по своим процедурам и правилам весьма схожие. Потому развитие информационных технологий в плане функциональности идет примерно одинаково.

Каждая таможенная служба реализует те основополагающие вещи, которые необходимы электронное декларирование, предварительное информирование, систему управления рисками, обмен информацией с другими контролирующими ведомствами. Словом, все идет по одному пути. Однако способы и методы разработки информационных технологий всетаки остаются различными.

С Республикой Беларусь у нас более схожие в «архитектурном» плане информационные системы. Они построены на базе примерно одного и того же программного обеспечения. Республика Казахстан изначально использует другие платформы. Однако это не мешает нам взаимодействовать друг с другом. Основные усилия здесь тратятся не на унификацию информационных систем, а на их интеграцию. На основе этой интеграции мы и реализовали ряд общих таможенных процессов таможенного транзита, контроля экспорта за территорию ТС, обмен информацией по временно ввозимым транспортным средствам, унифицировали систему управления рисками, обмениваемся информацией по выпущенным декларациям, используем единые методы и способы обработки предварительной информации.

Киргизии и Таджикистану, вероятно, тоже придется помогать в плане информационного обеспечения? Они как будто намерены вступить в Таможенный союз.

Думаю, это придется делать. Ведь далеко не все процессы, которые уже реализованы сейчас в ТС, действуют в информационных системах Киргизии и Таджикистана.

Назовите плюсы и минусы в стандартизации и унификации современных информационных таможенных технологий?

Чем больше стандартизации тем проще всем участникам процесса. Ведь обычно очень много усилий тратится на создание интерфейса взаимодействия между разными системами. Мы сейчас стандартизируем наше внутреннее информационное взаимодействие между подсистемами ЕАИС, разрабатываем те средства, которые будут являться интегрирующим элементом и системой, которая уже будет функционально не просто интегрировать информационные системы, а будет выполнять функцию интеграции бизнеспроцессов.

Ведь любое информационное обеспечение деятельности Федеральной таможенной службы, по сути, это автоматизация какогото бизнеспроцесса. Причем бизнеспроцесс не обязательно должен быть выделен и определен отдельной статьей Таможенного кодекса или инструкцией по действию должностных лиц, как, например, декларирование товаров, прохождение товаров через пункт пропуска или транзит. А в общем случае бизнеспроцесс таможенного оформления и таможенного контроля является сквозным и начинается от получения предварительной информации до выпуска товаров в свободное обращение, если говорить об импорте. И даже дальше до контроля после выпуска. Все это единый бизнеспроцесс.

При выполнении этого бизнеспроцесса на различных его стадиях используются различные информационные системы, разные информационные ресурсы. Стандартизация их взаимодействия и связывание как раз и есть необходимое условие, чтобы контролировать весь процесс в целом.

Какие новые услуги с использованием информационных технологий будут еще предложены участникам ВЭД?

У нас есть конкретные планы развития ряда технологий, которые направлены именно на оказание услуг участникам ВЭД. Зачастую нас упрекают в том, что информация, которая содержится в наших информационных ресурсах и относится к участникам ВЭД, бывает недоступна этому участнику ВЭД. Ему приходится писать письма, запросы, терять время. Мы сейчас идем по пути развития сервиса личного кабинета участника ВЭД, через который он сможет получать ту информацию, которая относится именно к его деятельности.

Мы уже определили перечень той информации и услуг, которые будем оказывать через личный кабинет. Это предоставление сведений об остатках денежных средств на лицевых счетах, информации об оставшихся квотах по выданным лицензиям, о зарегистрированных разрешительных документах, подача различных заявлений, предоставление информации о завершении транзита и многое другое.

Когда доступность благо

В чем были особенности работы над технологическими картами межведомственного взаимодействия? Какой будет отдача?

Технологические карты один из положительных примеров, когда удалось стандартизировать различные двусторонние соглашения по межведомственному взаимодействию.

Вначале эта задача многим казалась даже чуть ли не непосильной.

С нашей точки зрения, она казалась не то что непосильной, а очень объемной. В себето мы были уверены, но поскольку взаимодействуем более чем с тридцатью федеральными органами исполнительной власти и другими ведомствами, то мы заранее ожидали некоторых проблем с реализацией ТКМВ с их стороны не все из них были готовы предоставлять информацию в электронном виде.

Технологические карты межведомственного взаимодействия можно составить и согласовать. Но всетаки самое главное тут этап реализации написать сервисы для передачи информации, протестировать их, зарегистрировать в системе межведомственного электронного взаимодействия, обеспечить их устойчивое функционирование. Результатом следует считать не то, что мы подписали с кемто ТКМВ, а лишь реальный информационный обмен.

Сейчас такой информационный обмен налажен со многими ведомствами в реальном масштабе времени, что закрывает большую часть наших проблем. Речь идет об обмене информацией с Россельхознадзором, Роспотребнадзором и Ространснадзором о прохождении транспортных средств через границу в рамках 394го Федерального закона. А в части основного таможенного оформления и проверки соблюдения запретов и ограничений на ввоз продукции самый яркий пример это получение документов о сертификатах соответствия и выданных лицензиях от Росаккредитации и Минпромторга.

То есть уже есть реальная отдача?

Безусловно. Хотя говорить о стопроцентной отдаче пока что несколько рановато. Но этот вопрос на контроле в правительстве, и мы не единственные игроки на этом поле. А что касается передачи информации со стороны ФТС России другим ведомствам, то недавно был опубликован рейтинг доступности электронных сервисов. Федеральная таможенная служба в этом рейтинге на первом месте уровень доступности близок к ста процентам. Это показатель работы нашей системы.

Какие достижения Управления можно считать главными за прошлый год? Какие ориентиры на нынешний?

Есть все основания говорить, что у нас повысилась надежность работы единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Не могу сказать, что все идет вообще без сбоев, но в характере этих сбоев произошло качественное изменение. Большинство нештатных ситуаций теперь возникает по независящим от нас причинам либо изза отсутствия электроэнергии на конкретных таможенных постах, либо изза неисправности каналов связи, которые нам предоставляют по договорам внешние организации.

Причины могут быть самыми различными: гдето трактор кабель переехал, гдето авария на электроподстанции, гдето гроза обесточила пункт пропуска. А процент нештатных ситуаций, которые связаны непосредственно с работой информационных и технических средств самой таможенной службы, регулярно снижается. И это свидетельствует о повышении качества разработки информационных систем и информационных технологий.

Если говорить о других «достижениях», то я уже упоминал про электронное декларирование, работу по технологическим картам межведомственного взаимодействия. Сюда же можно добавить работу по 394му Федеральному закону в части реализации всего функционала по всем видам контроля в ЕАИС ТО. Теперь в нашей информационной системе мы готовы осуществлять все необходимые виды контроля (транспортный, ветеринарный, фитосанитарный, санитарнокарантинный), а не использовать пять различных программных продуктов.

В этом году мы завершили работу по проекту Международного банка реконструкции и развития модернизацию информационной системы таможенных органов, выполнив все контракты, предусмотренные этим займом. Последний из контрактов разработка интегрированных компонентов ЕАИС таможенных органов был завершен в июне этого года. Сейчас идет опытная эксплуатация разработанного программного обеспечения в пилотной зоне. По результатам опытной эксплуатации будут подготовлены предложения как по модернизации разработанных систем для полного соответствия законодательству ТС, так и по плану миграции со старой информационной системы на новую, который будет осуществляться уже в следующем году.

Задачи на завтра

Какие перспективы открывает «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» для внедрения новых информационных технологий? Естественно, в Стратегии есть отдельный раздел, посвященный информационным технологиям, которые должны обеспечивать должный уровень развития таможенной службы. Насколько далеко таможенная служба уйдет в своих технологиях таможенного оформления и контроля, настолько же этому должны соответствовать информационные системы, а лучше и вовсе опережать и предлагать новые технологии и возможности.

У нас двуединая задача: с одной стороны, нужно предоставлять возможности для упрощения таможенных операций, с другой обеспечить полный контроль и собираемость платежей. И роль информационных технологий в этом процессе если не решающая, то уж точно очень существенная. Если мы сейчас говорим о таких технологиях, как автоматический выпуск товара без участия инспектора, то без помощи информационной системы это никак не сделать, именно она должна четко сработать. И при этом такая система должна быть грамотно спроектирована, и задачи перед ней должны быть поставлены грамотно. Здесь очень тесная связь функциональных подразделений и подразделений ИТ.

Вторая часть, которую мы закладываем в Стратегию и будем над этим работать, расширение перечня информационных ресурсов, как внутренних, так и внешних, для помощи таможенникам в решении стоящих перед ними задач. Сейчас набор таких информационных ресурсов пока еще недостаточен. И если сегодня мы обладаем всей внутренней информацией о всех совершаемых таможенных операциях, то по внешним информационным ресурсам нужно продолжать налаживать взаимодействие в первую очередь с такими ведомствами, как Федеральная налоговая служба, Служба финансового мониторинга, правоохранительные ведомства, Центральный банк РФ, чтобы более качественно исполнять возложенные на таможню задачи.

Насколько реально сегодня обеспечить полную информационную безопасность в условиях постоянной модернизации? Учитывая, например, опыт разоблачений американца Сноудена...

Обеспечение информационной безопасности это не состояние, а процесс. Никогда нельзя говорить, что информационная система абсолютно безопасна методы взлома и противодействия тоже не стоят на месте и развиваются. Поэтому задача такая: защита должна соответствовать угрозам.

Что идет впереди? Иногда методы взлома опережают методы защиты. Например, в случае компьютерных вирусов сначала появляется новый изо щренный вирус, а потом появляется защита от него. Иногда бывает и наоборот. Но все сразу предусмотреть невозможно. Однако этот процесс у нас постоянно под контролем, на него мы обращаем самое серьезное внимание.

Можно ли утверждать, что таможенные информационные системы регулярно подвергаются хакерским и иным атакам?

Думаю, что это будет преувеличением. Контур нашей информационной системы в основном закрытый. Единственная точка выхода во внешний мир автоматизированная система внешнего доступа, через которую мы работаем с внешними пользователями. Но эта система разработана по соответствующим правилам и прошла аттестацию.

Правда, существует еще фактор внутреннего противника, когда сотрудник таможенной службы, выполняя свои функциональные обязанности, становится еще и внутренним нарушителем. Это может быть несанкционированное использование информации или попытка доступа к тем ресурсам, к которым он не должен иметь доступа, да и элементарное невыполнение правил и инструкций. Если говорить коротко, то вопрос обеспечения информационной безопасности решается путем аттестации информационных систем на отсутствие недекларированных возможностей и на возможность обработки персональных данных и конфиденциальной информации, разработки организационнораспорядительных документов, а также постоянного мониторинга и контроля за системами информационной безопасности для предотвращения угроз и расследования инцидентов.

На сегодняшний день можно ответственно заявить: уровень информационной безопасности ЕАИС таможенных органов соответствует руководящим документам ведомств.

Журнал "Таможня"