03.04.07

ФТС России целенаправленно решает проблему "пробок" на Северо-Западе

В последние дни вновь начала обостряться проблема возникновения очередей на автомобильных пунктах пропуска (АПП) на Северо-Западе, как на въезд в Российскую Федерацию, так и на выезд с ее территории. Наиболее сложная ситуация создается на МАПП <Бурачки> Сенежской таможни Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ).

Обострение застарелой проблемы, о которой уже много писала российская пресса и решение которой находится в центре постоянного внимания руководства Федеральной таможенной службы (ФТС России), не стало для таможенников неожиданностью. Хотя в нынешних условиях к числу причин, приведших к усложнению положения с пропуском грузового автотранспорта, добавились некоторые новые факторы. В частности, в связи с началом весны власти соседней Белоруссии, стремясь сохранить главные автодороги от возможных повреждений вследствие погодных воздействий, приступили к плановой операции по так называемому <проветриванию дорог> и сократили интенсивность движения груженного автомобильного транспорта по этим магистралям, которые используются в том числе для транзитных перевозок, ориентированных на Россию.

Кроме того, в последнее время резко возросли объемы сухопутных контейнерных перевозок, пунктом доставки которых является Российская Федерация. По некоторым оценкам, этот рост составляет примерно 30 процентов.

Руководством ФТС России и СЗТУ предпринимаются конкретные меры оперативного и долговременного характера по урегулированию проблемы. Так, принято решение по командированию дополнительного числа таможенных инспекторов на АПП, на которые ложится основная тяжесть по организации таможенного контроля на границе между Российской Федерацией и Европейским союзом. Одновременно с этим в стадии решения находится вопрос о переброске на наиболее сложные участки границы дополнительно нескольких мобильных инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). Вместе с тем, таможенные органы предпринимают усилия по облегчению процедуры проведения таможенного досмотра автомобилей, в частности, тех из них, которые перевозят подакцизные товары, с тем, чтобы перенести основной груз по их проверке с приграничных таможен на внутренние таможни.

Все эти меры направлены на ускорение прохождения таможенных процедур на границе и, безусловно, дадут в ближайший период выигрыш во времени при таможенном досмотре автотранспорта.

Тем не менее, очевидным является и тот факт, что меры оперативного реагирования не могут кардинально решить сложившуюся ситуацию, которая требует пристального внимания не только со стороны российской таможенной службы, но и со стороны всех заинтересованных министерств и ведомств и правительства Российской Федерации в целом.

К числу долговременных мер, реализация которых считается необходимой для снятия проблемы очередей на автомобильных пунктах пропуска в будущем, относится ускоренное развитие инфраструктуры АПП, включая их реконструкцию и строительство новых АПП, подъездных путей к ним, внедрение в практику современных технических средств и технологий таможенного контроля, совершенствование используемых таможенными органами информационных технологий.

Существенную пользу делу могла бы принести скорейшая реализация планов по сокращению числа контролирующих органов непосредственно на линии государственной границы Российской Федерации, доведя их до двух - представителей пограничной и таможенной служб.

Таможенные органы России отводят большое внимание взаимодействию с таможенными службами сопредельных государств, включая активизацию работы по организации предварительного информирования. Примером этого может являться сотрудничество ФТС России с таможенной службой Финляндии. При этом, по мнению Федеральной таможенной службы, повышению эффективности проводимой в этом направлении работы могло бы послужить изменение российского таможенного законодательства в части придания предварительному информированию нормы обязательного характера.

В дополнение к этому было бы правильным перераспределить грузопотоки между существующими АПП и, по возможности, переориентация их на иные, альтернативные автомобильному виды транспорта. Так, например, одним из перспективных путей снижения нагрузки на наиболее напряженных участках государственной границы Российской Федерации могла бы стать переориентация части грузопотоков с Белоруссии на Украину и Республику Польша. Однако реализация данной части мер немыслима без заинтересованного участия самих участников внешнеэкономической деятельности, которые в не меньшей степени, чем таможенная служба, должны быть ориентированы на принятие действенных мер по устранению проблемы очередей на границе.

Со своей стороны федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации демонстрируют понимание существа проблем, накопившихся на северо-западном участке российской границы с Евросоюзом. Подтверждением этого должна стать предстоящая совместная коллегия Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральной таможенной службы, одним из вопросов повестки дня которой станет предметный разговор о развитии дорожной и таможенной инфраструктур в российских приграничных регионах.

Пресс-служба ФТС РФ; 03.04.07