16.01.12

Фуры пойдут на Киев?

Украинские автоперевозчики создают стачком и грозят двинуть фуры на Киев, если начнут работать нормы, предусмотренные новой редакцией статьи 352 Таможенного кодекса Украины. Об этом «РГ» узнала, побывав на совещании в Ассоциации международных автоперевозчиков Украины (АсМАП).

Конфискация за чужие грехи

ПРИЧИНОЙ конфликтной ситуации стал принятый в конце прошлого года Верховной Радой закон под внешне благозвучным названием: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации ответственности в сфере хозяйственной деятельности)». Как раз в этом объемном документе, поданном от имени президента, и прописаны вызвавшие недовольство изменения в Таможенный кодекс. Если коротко, основная претензия состоит в следующем:

автоперевозчикам придется нести ответственность за возможные чужие грехи, то есть груз отправителя. И это не только безальтернативное изъятие и штраф, эквивалентный стоимости груза, но и конфискация транспортного средства.

– Понимаете, согласно этим нормам, других вариантов, кроме как безусловная вина автоперевозчика, нет, – говорит президент АсМАП Леонид Костюченко. – Чтобы было понятно, я приведу один наглядный пример. Скажем, в Украину прибыл контейнер из Гонконга. Его не растаможивают, пока не погрузят на автомобиль. И тут же таможенники находят запрещенный товар. Все! Сразу же конфискация товара и транспорта. Но скажите мне, какое отношение имеет автоперевозчик к товару из Гонконга, и за что он должен в данном случае страдать? Трудно спорить, поскольку, согласно международной конвенции о дорожной перевозке грузов, автоперевозчик несет ответственность лишь за количество мест, маркировку груза и его доставку. При этом в АсМАП не против привлечения к ответственности за перевозку запрещенных грузов или пересечение границы по нелегальному маршруту. Но здесь получается, что фура идет по установленному маршруту, с легально оформленными документами, и тем не менее водитель может пострадать. Это все равно, что привлечь к ответственности за соучастие таксиста, который, сам того не подозревая, подвез скрывающегося с места преступления грабителя.

В новой редакции Таможенного кодекса, также принятом незадолго до Нового года, эта норма отсутствует. Но удивительным образом она оказалась в президентском законопроекте.

Лоббисты-монополисты

НА СОВЕЩАНИЕ в АсМАП пригласили народного депутата Евгения Царькова (КПУ) – заместителя председателя парламентского Комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики. – Как вы знаете, я автор нового Таможенного кодекса, – обратился к присутствующим Евгений Игоревич. – И норму, о которой сегодня говорим, из 352-й статьи убрали, а появилась она уже в президентском законопроекте. У себя в комитете я переговорил с коллегами, объяснил ситуацию, и в основном все пришли к мнению, что законодательную коллизию нужно устранять. Поэтому я сразу же зарегистрировал в парламенте соответствующий законопроект, который полностью устраивает автоперевозчиков. Думаю, комитет рекомендует Верховной Раде поддержать законопроект.

Правда, Евгений Царьков объяснил, что придется вносить изменения и в президентский закон, но для этого нужно, чтобы юристы АсМАП тщательно поработали над формулировками, исключающими разного рода двоякие толкования. В принципе предложениями автоперевозчики остались довольны. Запомнилась одобрительная реакция присутствующих на слова Царькова, отозвавшегося на информацию о создании стачкома: «Я ведь коммунист, а потому – только за». А представитель Львовщины добавил: «На прошлых выборах во Львове Партия регионов получила 5,9 процента голосов. Думаю, на следующих выборах эти голоса у нас запросто могут перейти к коммунистам».

Выборы выборами, но, по сути, только коммунисты отозвались на просьбу оставшихся один на один со своей проблемой автоперевозчиков. Как нам стало известно, накануне совещания президент АсМАП встретился с лидером КПУ Петром Симоненко, который от имени своей фракции обещал поддержку автоперевозчикам.

Есть надежда

ВПРОЧЕМ, радоваться пока рано – слишком много подводных камней. Есть заслуживающая внимания версия о подоплеке происходящего. Не исключено, что речь идет о попытках крупного капитала подмять под себя малый и средний бизнес и стать абсолютным монополистом на украинском рынке автоперевозок. Поэтому очень влиятельные люди и лоббируют продвижение выгодной для себя поправки.

– Президентский закон вступает в силу 17 января, до этого времени мою поправку рассмотреть уже не успеют, – прокомментировал «РГ» ситуацию Евгений Царьков. – Поэтому я связался с руководством Гостаможслужбы, и мы пришли к мнению о необходимости создания рабочей группы с участием таможенников и автоперевозчиков. Мне пообещали, что будет найдено приемлемое решение. Если же власть не поймет, что допущенные ошибки надо исправлять, то тогда стачком покажет, на что способны 30 тысяч автомобилей.

Уже на следующий день, во время совместной с автоперевозчиками пресс-конференции в информагентстве УНИАН, директор организационно-распорядительного департамента, член коллегии Государственной таможенной службы Украины Виктор Бондарь заверил, что возникшие во время доработки законопроекта некоторые технические разногласия и нестыковки будут устранены в течение одного-трех месяцев.

Рабочая Газета (г. Киев)