21.05.09

Германия активизирует транзитный путь в Китай через Украину

«Немецкие железные дороги» (Deutsche Bahn AG) и Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины «Укрзализныця» договорились о стратегическом сотрудничестве, предусматривающем, в частности, упрощение режима транзитных перевозок с Запада на Восток.

Как отметил заместитель генерального директора «Укрзализныци» Виктор Чорный, специалисты железнодорожных администраций двух стран займутся оптимизацией тарифа грузовых перевозок в прямом сообщении между Украиной и Германией и упрощением процедуры пересечения границ.

Договорённости были достигнуты по результатам «круглого стола» в Украинском союзе промышленников и предпринимателей (УСПП). Одним из ключевых вопросов обсуждения была реализация проекта по формированию транзитного литерного контейнерного поезда по маршруту Западная Европа – Украина – Россия – Казахстан – Китай.

Рабочая группа, первое заседание которой намечено на июнь, займётся поиском инвестиций под реализацию этого проекта. Точная сумма привлекаемых средств пока не называется, но, как сказал глава УСПП Анатолий Кинах, это «сотни миллионов долларов». В компетенции рабочей группы также подготовка маршрута и наполнение грузопотока.

Участники проекта надеются, что первый поезд будет запущен к концу 2009 года. Далее планируется организовать маршрутные контрейлерные поезда в рамках торгово-транспортной сети технологии «от двери до двери» с попутной модернизацией железнодорожных путей.

«Проекты такого уровня требуют не просто заинтересованности сторон, но и экономических предпосылок, а их почти не видно на фоне снижения до 80% перевозок через Украину в западном направлении», – отметил руководитель экспертной группы консорциума «Менеджмент консалтинг групп» Дмитрий Подтуркин. Одной из главных проблем любого транзита он называет организацию встречного грузопотока. «Допустим, немцы повезут в Китай оборудование для автопроизводства, а что назад – автомобили, которыми и так затоварен европейский рынок?» – недоумевает эксперт.

Есть сомнения и в конкурентоспособности украинских железных дорог на фоне трёхкратного падения стоимости морских перевозок. «Удешевление фрахта было на руку экспортёрам, но лишило перевозчиков транзитных преимуществ – «Укрзализныце» пришлось корректировать свою транзитную и тарифную политику», – признаёт Виктор Чорный.

«Координация тарифов, унификация провозных документов и таможенных правил – это всё, что пока реально можно сделать, для остального нужны не столько деньги, сколько международные договорённости – у Украины с Германией нет общей границы», – напомнил о проблеме разностандартной колеи на пути из Европы в Азию Дмитрий Подтуркин. По мнению эксперта, говорить о сроках запуска поездов преждевременно.

«Гудок», 21.05.2009