29.05.07

Жалоба - это поиск истины

По статистическим данным, в 2006 году граждане и участники внешнеэкономической деятельности для защиты своих прав чаще обращались в суды, чем в Курганскую таможню. Вывод напрашивается один: доверяют судам больше. Почему? Может, считают, что таможня не объективна при рассмотрении жалоб на своих должностных лиц. Но практика показывает, что это совсем не так.

В Курганскую таможню с жалобами на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможенных постов и подразделений таможни граждане обращаются не часто. Например, в текущем году зарегистрировано только три жалобы, в прошлом тоже три, из которых две были отозваны.

Обратимся к примерам и посмотрим на деле, всегда ли оказываются правы таможенники?

Так, индивидуальный предприниматель М. была очень возмущена, когда таможенный инспектор Курганского ЖДТП признал багаж женщины коммерческой партией, подлежащей сдаче на склад временного хранения с целью проведения таможенного оформления. Гражданка М. же доказывала «свое»: товар ей передал на станции Курган ее знакомый, имеется справка, выданная ООО «Н.», гласящая о том, что данные товары приобретены в Челябинске. Но… стражи таможенных границ позволили себе усомниться в правдивости слов М., как впрочем, и в достоверности предъявляемого ею документа. И оказались правы. Как установила впоследствии независимая экспертиза, справка оказалась документом поддельным, а товары прибыли не из Челябинска, а из Казахстана. Согласно таможенному законодательству РФ, все товары при перемещении через таможенную границу РФ подлежат обязательному таможенному оформлению. Для этого лица, перемещающие эти товары, обязаны предоставить таможенному органу документы и сведения, необходимые для исполнения процедуры таможенного контроля. Вот этого-то гражданка М. как раз и не сделала.

Кроме того, нельзя «списать» ее действия и на незнание таможенных правил, так как она заранее запаслась ложной справкой, с помощью которой и хотела ввести в заблуждение таможенников. Спрашивается, если не знала, то зачем? В итоге в удовлетворении жалобы М. отказано. В другом случае, индивидуальный предприниматель В. была недовольна действиями должностных лиц таможенного поста «ЖДПП «Петухово», которые незаконно, по ее мнению, выгрузили принадлежащую ей партию цветов, признав товарную партию коммерческой, и поместили товар в зону таможенного контроля для таможенного оформления.

В ходе проведения проверки было установлено, что женщина, действительно, недорого приобрела цветы в Республике Казахстан, чтобы в дальнейшем продать их по более дорогой цене в России. Предложение таможенников предоставить необходимые документы для скорейшего оформления скоропортящегося груза женщина проигнорировала и заниматься оформлением не стала.

Приятный для глаз товар поместили на СВХ, а затем по постановлению Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Курганской области по причине потери товарного вида и отсутствия товаросопроводительных документов уничтожили.

Однако, таможенные инспекторы в этой истории также допустили ошибку, выразившуюся в том, что ими не был своевременно составлен акт принятия товаров на хранение. Это обстоятельство стало основанием для признания действий должностных лиц поста неправомерными частично. Все остальные действия были признаны законными.

А вот гражданин С. пожаловался сразу на два подразделения Курганской таможни: на сотрудников т/п «МАПП «Петухово» и на должностных лиц одного из отделов Курганской таможни. Мужчина давно занимался перемещением легковых автомобилей из Литвы в Казахстан через территорию России и уже достаточно хорошо знал, как нужно действовать правильно, так как делал это не раз. Поэтому-то отказ должностных лиц отдела таможни принять от него сумму денежного залога, который он вносил в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, он расценил как самоуправство. Хотя ему разъяснили, что в связи с введением в таможне нового комплекса программных средств учет денежных средств по таможенным распискам стал технически невозможен. Для разрешения его «проблемы» нужно было просто обратиться на т/п «МАПП «ПЕТУХОВО». Поборовшись с захлестывающими его эмоциями, С. так и сделал. На таможенном посту залог у него приняли, оформили таможенные расписки и гарантийные сертификаты. Однако инспектор таможенного поста при оформлении документов, допустил ошибки, которые впоследствии вызвали затруднения у С. при ввозе автомобилей на территорию России.

В результате действия должностных лиц отдела таможни были признаны полностью правомерными, а вот действия инспектора таможенного поста, допустившего ошибки при оформлении документов, полностью неправомерными. Жалоба С. удовлетворена частично.

В заключении хотелось бы упомянуть о том, что работа с жалобами непосредственно поступивших в таможенные органы, имеет ряд существенных преимуществ. Рассмотрение обращений в судах процедура более длительная, чем в таможне и предусматривает финансовые затраты в виде госпошлины. При обращении для рассмотрения жалобы в таможенный орган платить вам ничего не придется.

Важно также знать, что у участников внешнеэкономической деятельности есть право на бесплатной основе своевременно получать в правовом отделе Курганской таможни консультации и информацию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в их компетенцию.

Пресс-служба Курганской таможни 29.05.07