14.12.21

Железные дороги Киргизии и Азербайджана планируют присоединиться к проекту «Агроэкспресс»

В минувшую пятницу в Москве на экспортном форуме «Сделано в России» прошла сессия «Расширение экспортных коридоров как ключевой элемент движения экспортных товаров». Центральной темой дискуссии стал проект «Агроэкспресс». В ходе мероприятия представители российских, казахстанских, азербайджанских, киргизских и узбекской железных дорог, а также местных органов власти обсудили перспективы развития и масштабирования проекта по доставке продукции агропромышленного комплекса.

Агроэкспресс ждут на новых рынках

Как рассказал в ходе сессии генеральный директор АО «РЖД Логистика» (РЖДЛ) Дмитрий Мурев, в конце весны 2021 года РЖДЛ приняла участие в «ИНОПРОМЕ» в Ташкенте, после чего буквально за 2–3 месяца компания смогла подобрать технологию перевозки, температурный режим, а самое главное – убедить клиентов, экспортёров и импортёров в том, что у проекта «Агроэкспресс» есть будущее и он может гарантировать качество доставки. Результатом этого стала тестовая отправка продукции агропромышленного комплекса между Россией и Узбекистаном.

Напомним, что первый агроэкспресс непосредственно в Узбекистан прибыл в Ташкент с замороженным мясом птицы российского производства 24 ноября. Тестовую отправку организовали РЖДЛ и Российский экспортный центр (РЭЦ) в сотрудничестве с железными дорогами Узбекистана и Казахстана.

По словам заместителя министра экономического развития РФ Дмитрия Вольвача, после прибытия агроэкспресса в Ташкент его загрузили фруктами, и он отправился в обратном сообщении в Москву. «Данный проект положительно скажется на росте внешнеторгового товарооборота между Россией и Узбекистаном, который по итогам января – октября 2021 года уже увеличился более чем на 13% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года», – считает Дмитрий Вольвач.

Первый заместитель директора Центра разработки инвестиционных проектов при Министерстве инвестиций и внешней торговли Узбекистана Мурат Мирзаев отметил, что Узбекистан и соседние с ним страны не имеют выхода к морю, поэтому создание экспортно-импортных транспортных коридоров является важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности продукции.

Сервис усовершенствуют

По словам Мурата Мирзаева, тестовая отправка показала, что необходимо совершенствовать сервис. Так, вместо заявленных пяти дней отправка продукции из России до Узбекистана заняла девять дней.

«В перспективе мы сможем выйти на скорость пять суток по маршруту Москва – Ташкент, в первую очередь за счёт консолидации грузовых партий, – считает глава РЖДЛ. – Стоит отметить, что во время тестовой отправки мы смогли во взаимодействии с таможенными органами Узбекистана и нашими партнёрами из Казахстана обеспечить работу «зелёного» коридора на всём пути следования состава».

Как рассказал «Гудку» заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания по развитию транспортно-логистической деятельности ОАО «РЖД» Александр Ворошнин, сегодня уже доступен ряд направлений перевозки продукции агропромышленного комплекса, в том числе и за рубеж.

«Для дальнейшего развития сервиса РЖДЛ приобретает собственный подвижной состав (рефрижераторные контейнеры). В этом году планируется поставить на рейс 100 специализированных контейнеров, а в 2022-м добавить ещё 400 единиц, – говорит Александр Ворошнин. – Сегодня существуют сложности с оформлением груза при прохождении межгосударственных границ. Для ускорения таможенных процедур РЭЦ направил запрос в Россельхознадзор, чтобы на время пиковой загрузки ведомство привлекло больше специалистов на азиатские пункты пропуска. Также необходимо развитие инфраструктуры мультитемпературных складов для хранения продукции».

Преференции за объёмы

Начальник управления грузовой и коммерческой работы АО «Узбекистон темир йуллари» (УТЙ) Абдусалом Туйчиев рассказал, что благодаря существующим договорённостям компания смогла получить практически 50-процентную скидку на тестовую отправку груза по маршруту Россия – Узбекистан – Россия. Такие преференции мы получили как со стороны России, так и Казахстана, через который проследовал поезд.

По словам первого заместителя председателя правления АО «НК «Казахстан темир жолы» Каната Альмагамбетова, сегодня у компании есть возможности для дальнейшего предоставления преференций УТЙ, а также уменьшения срока доставки. Однако для этого необходимо организовывать транспортировку полносоставных поездов, а не повагонные отправки. «Политика Казахстана такова, что, если есть большие объёмы отправок, мы готовы предоставлять скидки и всячески содействовать увеличению скорости», – добавил Канат Альмагамбетов.

Как рассказал в ходе сессии Абдусалом Туйчиев, у Узбекистана есть возможности для обеспечения объёмов отправки. На территории Узбекистана сегодня расположено 23 логистических центра, поэтому в будущем планируется организовать отправки агроэкспресса не только из Ташкента, но и из других областей нашей страны.

Проект прирастёт маршрутами

Говоря о перспективах развития сервиса «Агроэкспресс», статс-секретарь – заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев отметил, что после успешной тестовой отправки опыт Узбекистана необходимо тиражировать. Развитие сервиса возможно за счёт межправительственного соглашения, которое устанавливает правила игры, в частности скорость, которая будет, безусловно, оптимизирована, стоимость, которая будет, возможно, ещё оптимизирована, а также качество доставки.

Такого же мнения придерживается и Мурат Мирзаев. «Я считаю, что сегодня важно не остановиться на реализации проекта «Агроэкспресс» только в Узбекистане, а масштабировать его далее. Наши соседи, в частности Киргизия, также заинтересованы в нём участвовать», – говорит он.

Так, по словам генерального директора ГП «НК «Кыргыз темир жолу» Азамата Сакиева, компания планирует в ближайшее время стать участником проекта «Агроэкспресс».

Между тем председатель правления Российско-киргизского фонда развития Артём Новиков пояснил, что собрать в короткие сроки полносоставный поезд из 40 контейнеров с продукцией агропромышленного комплекса сегодня проблематично. «Мы планируем присоединиться к Узбекистану в проекте «Агроэкспресс». Так, со своей стороны, мы планируем заполнять 6–10 вагонов и отправлять их в Узбекистан, где они стыкуются с вагонами УТЙ для дальнейшей перевозки», – пояснил Артём Новиков.

Дмитрий Вольвач также упомянул, что сегодня ведутся переговоры с коллегами из Азербайджана, которые очень заинтересованы в этом проекте. В дальнейшем планируется организовать отправки агроэкспресса между Россией и Азербайджаном.

Напомним, что в конце ноября текущего года АО «РЖД Логистика» совместно с логистическими операторами Азербайджана провело переговоры для создания маршрута специализированного сервиса по доставке продуктов питания «Аэроэкспресс».

По мнению заместителя председателя ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Игбала Гусейнова, тот формат «Агроэкспресса», который сегодня реализуется в среднеазиатских республиках, отличается от того, что планируется в Азербайджане.

«Во-первых, наша страна имеет общие границы с Россией, и, следовательно, глубина перевозок небольшая, поэтому железной дороге будет сложнее конкурировать с автомобильным транспортом. Во-вторых, мы рассматриваем данный проект для развития транзитных перевозок, в частности по маршруту Север – Юг для перевозки иранских грузов, а также по линии Баку – Тбилиси – Карс для турецких грузов», – пояснил Игбал Гусейнов.

Гудок