18.01.10

Железные дороги Украины получили статус таможенного перевозчика

13-го января вступило в силу распоряжение Кабинета министров Украины от 16.12.09г. №1556-р "О предоставлении железным дорогам Украины статуса таможенного перевозчика".

Документ был опубликован в газете "Урядовый курьер" от 13.01.10г. №5. Как отмечается в распоряжении, Государственной таможенной службе и Государственному комитету по вопросам регуляторной политики и предпринимательства совместно с Минтранссвязи поручено в месячный срок внести изменения в лицензионные условия осуществления посреднической деятельности таможенного перевозчика, утвержденные Госкомпредпринимательства и ГТСУ.

Предполагается, что получение статуса таможенного перевозчика упростит для "Укрзализныци" прохождение всех таможенных процедур. Транзитные грузы будут перевозиться без таможенного оформления, а импортные будут проходить растаможку по месту назначения, а не на границе.

В свою очередь, "Укрзализныця" как перевозчик обязуется доставить груз в конечный пункт, а в случае его несанкционированного использования на территории транзитной страны (прерванный транзит или контрабанда) берет на себя обязательства рассчитаться с госбюджетом по таможенным платежам - акцизному сбору, пошлинам и НДС. Как сказал в интервью "Коммерсанту" замначальника главного коммерческого управления "Укрзализныци" Юрий Меркулов, сегодня предприятие-транзитер или его доверенное лицо должны внести гарантию платежей плюс вознаграждение финансовому посреднику, который осуществляет перевозку. "Однако, по существу, перевозим мы, поскольку никто, кроме "Укрзализныци", по железным дорогам не возит,- заявил господин Меркулов.- Поэтому мы и предлагали вернуть нам статус таможенного перевозчика". Такой статус, например, имеют администрации железнодорожного транспорта России, Белоруссии и Казахстана. Следует отметить, что в 2004 году "Укрзализныця" уже имела статус таможенного перевозчика, однако спустя год лишилась его из-за нарушения лицензионных условий.

Транзитные грузы, которые направлялись из Европы (Испания, Франция, Италия, Австрия и Польша) и в обратном направлении (например, уголь из России на Польшу в район Перемышля и в Чехию) пошли в обход Украины транзитом через Беларусь.

По сравнению с объемами перевозок подакцизных грузов в 2006 и 2009 годах четко видно их сокращение. Если в 2006 году объем перевозок транзитных грузов составлял 20 853 тыс. тонн, то в 2009 - всего 11 530 тыс. тонн (снижение составляет 9323 тыс. тонн, в том числе подакцизные 4873 тыс. тонн).

Таким образом, финансовые потери железных дорог от падения объемов перевозок транзитных подакцизных грузов только в 2009 году составили 780 млн грн, а соответственно, значительные суммы не поступили и в государственную казну Украины.

Экспертно-апелляционный совет Госкомпредпринимательства Украины в мае 2005 года вынес решение о незаконности аннулирования лицензий железных дорог на осуществление посреднической деятельности таможенного перевозчика и обязал отменить соответствующий приказ. Однако это распоряжение ГТСУ не выполнено.

В то же время ГТСУ, которой предоставлено монопольное право на выдачу лицензий на осуществление посреднической деятельности таможенного перевозчика, в течение длительного времени не предоставляет такие лицензии железным дорогам Украины.

Также предоставление финансовых гарантий противоречит Закону Украины "О транзите грузов", согласно которому Украина провозглашена транзитным государством, а транзиту грузов гарантированы свобода, освобождение от дополнительных ограничений и отсутствие любой дискриминации.

Введение порядка предварительного таможенного оформления и представления таможни финансовых гарантий доставки грузов, предусмотренных приказом ГТСУ от 17.04.2008 № 396 "Об утверждении Перечня товаров, к которым применяются меры гарантирования доставки при ввозе на таможенную территорию Украины", опять же, привело к уменьшению объемов транзитных перевозок грузов, которые традиционно из года в год перевозились по территории Украины. В этот перечень внесены 84 группы грузов, к которым, при перевозке их в режиме "транзит" применяются финансовые гарантии, в основном продовольственные и промышленные товары широкого потребления, бытовая электротехника, радиотехника и мебель, перемещаемых транзитом по территории Украины, на которые необходимо предоставление финансовой гарантии, и 15 групп подакцизных импортных грузов. А это опять же объемы, которые поехали в обход Украины.

Возобновление статуса таможенного перевозчика позволит "Укрзализныце" увеличить объемы перевозки грузов. По данным Юрия Меркулова, в 2004 году они смогли увеличить объем перевозок в 1,7 раза, а через год без спецстатуса показатель снизился в 2,7 раза: "Грузы пошли в объезд Украины".

Сейчас гарантии доставки грузов предоставляют банки, ГТСУ и транспортные предприятия, входящие в Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АсМАП). Для нее железнодорожный монополист мог бы стать конкурентом, как дешевый перевозчик грузов, но вице-президент ассоциации Леонид Докиль не опасается потери клиентов: "У нас разные категории грузов. "Укрзализныця" возит насыпные, наливные грузы, а мы - более дорогостоящие: приборы и оборудование. Возобновление статуса не скажется на наших перевозках". В ГТСУ опасаются повторения ситуации пятилетней давности, когда "Укрзализныця" не гарантировала сохранность грузов. В процессе работы оказалось, что сохранность не гарантирована чуть ли не для половины наливных грузов и грузов, которые перевозятся в открытых вагонах или на платформах. Если за грузом не следили, пломбы вскрывались, изменялись их объемы - и таможне приходилось оформлять протоколы, не выпуская товар.

"Нас лишили статуса в 2005 году за нарушение сроков доставки грузов в пункт таможенного назначения, за перевозку проводниками контрабанды в пассажирских поездах, что не имеет отношения к перевозке грузов",- опроверг обвинения таможенников Юрий Меркулов.

В то же время экспедиторы не рассчитывают, что все эти грузы мгновенно вернутся на железную дорогу вместе со статусом таможенного перевозчика, пишет "Гудок". По мнению гендиректора Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ) Юрия Приходько, проблему надо решать в комплексе: создавать благоприятные тарифные условия, упрощать процедуру контроля на границе, чтобы грузы не простаивали лишнее время.

"Контрольно-пропускные операции на украинской границе отнимают не менее шести часов, тогда как на белорусско-литовской границе - полчаса", - признаёт генеральный директор "Укрзализныци" Михаил Костюк. По его словам, чтобы достичь такого показателя, необходимо будет внести изменения в подзаконные акты, регулирующие транзит. И в первую очередь это касается нормативной базы таможенных органов, требований служб карантинного и экологического контроля - сейчас эти нормы в отношении целого ряда грузов противоречат действующему законодательству.

Trans-Port; 18.01.10