21.10.20

Железный контроль на железной дороге

Все железнодорожные грузы, пересекающие южную границу России, проходят таможенный контроль на пункте пропуска в Дербенте. Как подчеркивают в Дагестанской таможне, это единственный железнодорожный пункт пропуска на Северном Кавказе. На днях руководство ведомства организовало для журналистов ознакомительную поездку на этот пост.

Администрация поста располагается в небольшом двухэтажном здании старой постройки, возведенном в 1903 году для технических помещений. С 2000 года здесь располагается железнодорожный таможенный пост. Честно говоря, здание выглядит физически и морально устаревшим. Сотрудники вынуждены ютиться по несколько человек в тесных кабинетах. Руководство Северо-Кавказского таможенного управления планирует перевести пост не позже 2025 года поближе к границе, где обещают построить современное здание.

Но основная работа происходит не здесь, а на месте прибытия железнодорожных составов. Для прохождения таможенных процедур они попадают на контрольные полосы движения – одна на въезд, другая на выезд. Здесь производится осмотр, на него отводится не более 1,5 часа. За это время таможенники должны проверить сопроводительные документы и провести визуальную проверку груза. Если что-то вызвало подозрения, вагон отцепляют и перегоняют на специальную платформу для углубленного досмотра. Содержимое выгружают, взвешивают, затем вновь загружают. В течение 5 дней должно быть принято решение или об административном наказании, или о дальнейшем беспрепятственном прохождении груза. Если таможенники не укладываются в эти сроки, то могут получить иск со стороны железной дороги или владельцев груза.

«Специфика железной дороги отличается от других пунктов пропуска. Это в первую очередь обработка документов и осмотр транспортных средств в возможно короткие сроки, так как есть ограничения по совершению таможенных операций в отношении следующих составов. Они следуют по отдельному расписанию, согласованному с РЖД и их коллегами из Азербайджана. Насколько быстро мы справимся со своей работой, во многом зависит от своевременного информирования нас со стороны администрации железной дороги. Они должны заранее прислать подтверждение о проходящем грузе. В последнее время бывают проблемы с азербайджанской стороной. Нам приходится ждать подтверждения до 3 дней. Видимо, это как-то связано с событиями в Нагорном Карабахе», – раскрывает «кухню» заместитель начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Шабан Тарланов.

Как сообщила в этой связи руководитель пресс-службы Дагтаможни Зоя Амирханова, сейчас рассматривается вопрос предоставления таможенному посту доступа к информационным системам РЖД, что позволит заблаговременно получить информацию о товарах и выборе форм контроля. Другие современные информационные технологии применяются и в настоящее время: электронное декларирование транзита, автоматическая регистрация транзитных деклараций и прочее.

По данным сотрудников поста, на их участке большая часть грузопотока – примерно 90% – следует из Азербайджана. Оттуда везут в основном сельхозпродукцию, марганцовые руды, технические спирты. В обратном направлении идут лесоматериалы, пшеница, металл.

Наиболее частые нарушения таможенных правил связаны с экспортом лесоматериалов, относящихся к стратегическому сырьевому товару. Отправляющая сторона нередко занижает декларируемый вес. В следующем году правила транзита лесоматериалов еще более ужесточатся, поскольку будет запрещено вывозить необработанное сырье – так называемый кругляк.

Как рассказали таможенники, иногда случаются довольно курьезные ситуации. Так, в период пандемии был в срочном порядке введен запрет на вывоз из России некоторых видов круп. Один такой отправили еще до введения запрета. Но когда он доехал до поста, запрет уже действовал. Пришлось завернуть его обратно.

Пропускная способность поста – 18 составов в сутки. Как признаются сами таможенники, этого недостаточно, учитывая интенсивность грузопотока. Требуется техническая модернизация оборудования. Сегодня осмотр грузов производится «на глазок» – без использования специальной техники, как, например, инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Хотя их внедрение способно на 30% сэкономить время оформления таможенных операций. По словам начальника таможенного поста Тимура Муртузалиева, ожидается, что ИДК поступят к ним в течение трех лет.

«Железнодорожная станция Дербент является одной из самых крупных на Юге России. Грузопоток весьма оживленный, хотя с началом пандемии он упал примерно в два раза – с 18 до 11 составов в сутки. Но даже и в таких условиях нагрузка немалая. В одном составе до 60 вагонов. Наш сотрудник должен проверить каждый вагон, пломбы, осмотреть локомотив. Штатная численность поста – 59 сотрудников в двух отделах: таможенного оформления и таможенного контроля – следит за грузоперевозками; специальных таможенных процедур – ведает пассажирскими перевозками. Но в данный момент, когда пассажиропоток полностью прекратился, его сотрудники тоже переведены на грузоперевозки», – поясняет Т. Муртузалиев.

Но, даже работая в таких непростых условиях, сотрудники таможенного поста железнодорожного пункта пропуска «Дербент» справляются со своими обязанностями: в прошлом году он признан лучшим среди таможенных органов Северо-Кавказского региона.

Дагестанская правда