06.06.12

Жить на границе в автомобиле в течение нескольких дней — это ненормально

Недавно в стенах Госдумы в рамках «круглого стола», пожалуй, впервые за последние 20 лет состоялось столь широкое и детальное обсуждение вопроса таможенного оформления грузов. Инициативу комитета ГД по транспорту поддержали представители Минэкономразвития, Минтранса, ФТС, Росграницы и других органов федеральной исполнительной власти.

Активное участие также приняли законодатели — представители комитетов ГД по экономике, инновационному развитию и предпринимательству, по международным делам, безопасности и противодействию коррупции. Диалог поддержали профобъединения железнодорожников, воздушных перевозчиков, портов, судоходных компаний, АСМАП и т.д., представители общественных организаций и гражданских институтов, а также представители предприятий, занятых в сфере ВЭД. Интерес к данной теме давно вышел за пределы узкопрофессионального сообщества. В результате обсуждения участниками «круглого стола» была представлена довольно мрачная картина в сфере таможенного оформления грузов.

Начнем с того, что жить на границе в автомобиле в течение нескольких дней — это ненормально. Многокилометровые очереди, достигающие 40 км, и более пяти суток ожидания создают невыносимые условия для водителей. В антисанитарных условиях, без медобслуживания и нормального питания люди находятся на грани нервного срыва. Все это сказывается не только на состоянии здоровья, но и на аварийности на дороге. Изможденное и обозленное — именно таким предстает лицо нашей страны въезжающему на территорию России.

Простои на границе и при процедуре таможенного оформления увеличивают сроки доставки груза, которые порой сравнимы со средней скоростью идущего пешехода. Это в значительной степени повышает тариф на перевозку, а непредсказуемые сроки доставки нарушают стабильную работу предприятий, срывают плановые задания. В итоге зависимые от поставок комплектующих и сырья предприятия простаивают и терпят убытки.

В результате дискуссии участники «круглого стола» пришли к выводу, что основная проблема на таможне — отсутствие рыночных механизмов и реальной конкуренции в сфере оказания оформительских услуг участникам ВЭД. Отдельным коммерческим структурам таможенными органами сомнительными способами оказывается протекция и создаются предпочтительные, а иногда исключительные условия. По существу происходит сращивание госорганов и коммерческих предприятий. Это ведет к удорожанию перевозки и оформления грузов, а также к увеличению времени прохождения.

Первое, что необходимо сделать, — ввести рыночные механизмы и здоровую конкуренцию в сферу оказания услуг участникам ВЭД. Для исключения заинтересованного человеческого фактора все поданные электронные декларации на товары должны регистрироваться автоматически. Для этого необходимо полностью перейти на электронную форму оборота документов и установить четкие сроки таможенного оформления и контроля для каждого отдельного вида транспорта, при нарушении которых исполнитель должен нести персональную ответственность. Соблюдение законодательства в сфере деятельности таможенных органов должно быть под особым контролем у правоохранительной системы.

Наши полярники рассказывают, каких высот «управленческого искусства» достигли таможенники: в северных портах России жизненно важные грузы, отправляемые на наши государственные арктические станции, включая спички, соль, продукты, медикаменты и т.п., неделями проходят таможенные процедуры. По сути, таможенники, существующие за счет бюджета, взимают платежи для этого же бюджета и при этом отчитываются об эффективно проделанной работе. В то же время через таможенные пункты пропуска поступает около 70% наркотиков, потребляемых в нашей стране, в первую очередь молодежью. Так сегодня расставлены приоритеты в деятельности ФТС.

Второй необходимый шаг, по мнению участников «круглого стола», — ликвидация с рынка подведомственных ФТС ГУПов. Так, в начале мая Владимир Путин на встрече с деловыми кругами заявил: «Мы предпримем необходимые шаги либо по ликвидации ряда этих структур, либо по их приватизации. Пускай они работают в рынке, а не искажают его». Сегодня для модернизации и либерализации рынка необходимо запретить организациям, подведомственным ФТС, и аффилированным с ними в различных формах лицам осуществлять деятельность в области таможни.

Третий шаг — прозрачность в работе таможенных органов. Именно это ключ к борьбе с коррупцией. Сфера деятельности этих органов наиболее закрыта для общества, и это основная причина, приводящая к злоупотреблениям и нарушениям в данной сфере. Внутри ФТС принимаются решения, противоречащие федеральному законодательству и ущемляющие права участников ВЭД. Их выявлением и устранением могут заниматься только независимые эксперты, способные критически и объективно оценить решения ФТС на предмет коррупционности.

Во время вступления в должность председателя правительства Дмитрий Медведев заявил: «Я говорил, что при ведомствах, при федеральных органах исполнительной власти, на площадках общественных советов должны появляться неудобные люди — последовательные, но неудобные. Они должны заниматься конструктивной критикой того, что мы делаем». Такими «неудобными людьми» решили стать участники «круглого стола». Ни представители гражданского общества, ни государство не могут больше мириться с таким положением вещей. При комитете ГД РФ по транспорту было принято решение о создании экспертного совета в сфере деятельности, обеспечивающей внешнеторговые и транзитные грузопотоки.

РБК daily