11.05.12

Глобальный рейтинг логистики

Россия заняла 94 позицию из 155 в очередном интегральном логистическом рейтинге (Logistics Performance Index) Всемирного банка (ВБ). Лидером в условной группе постсоветских государств, по анализу скорости прохождения и качеству оформления грузов, оказался Казахстан (62 позиция) и как ни странно Узбекистан (68 позиция). Третье место в этой же группе занимает Азербайджан (89 позиция в общем рейтинге). Показательно, что Грузия, осуществив глубокие изменения в системе таможенного оформления, тем не менее, поделила с Россией сравнительно низкие 2,61 балла, оказавшись в итоге на 93 позиции. Виртуальные рейтинги, конечно, не могут быть критерием полной объективности о состоянии реальных коммуникаций, но они говорят о ситуации в отрасли, дают почву для сравнительного анализа.

Несомненным лидером по транзиту и перевалке грузов на Южном Кавказе стал Азербайджан. По мнению экспертов ВБ, наибольшие трудности Азербайджан испытывает в сфере качества таможенных процедур (оценка - 2,14 из 4 баллов), по этой категории Азербайджан практически совпадает с Россией. Немногим выше оцениваются инфраструктура (2,23), компетентность логистических служб (2,48), отслеживание отправлений (2,65) и тайминг (3,15). Последний пункт - показатель времени прохождения груза для составителей рейтинга является ключевым. Наилучшие показатели у Азербайджана в качестве погрузочно-разгрузочных работ – (3,05 баллов, в сравнении с Грузией 2,73) и по времени прохождения груза – (3,15). Таким образом, Азербайджан оказался на 89 месте, обогнав Россию, Грузию, Армению, Украину, и ряд других государств. Если намеченная модернизация транспортных коммуникаций будет осуществлена в полном объеме, у Азербайджана есть возможность закрепить виртуальный (оценочный) статус регионального логистического центра, способного побороться за часть транзитного потока из Китая и Казахстана.

В этом плане продуктивной может оказаться инициатива украинского премьера Николая Азарова о продолжении мультимодального маршрута «Викинг» в страны Центральной Азии через территорию Азербайджана, с привлечением Турции. Это позволит ускорить движение китайских товаров из Центральной Азии в Европу и встречных потоков из Европы в Азию. Поезд комбинированного транспорта «Викинг» был создан как совместный проект Белоруссии, Литвы и Украины. Пока он перевозит сравнительно ограниченные объемы из Клайпедского порта в одесский порт Ильичевск и обратно, но с каждым годом они растут. В 2011 году в составе «Викинга» по маршруту Ильичевск/Одесса - Минск (Колядичи) - Драугисте (порт Клайпеда) проследовало 58,6 тыс. контейнеров. В 2011 году к этому проекту присоединились Грузия и Молдавия.

В связи с постоянным политическим напряжением вокруг Ирана большие проблемы в регионе испытывает международный транспортный коридор «Север-Юг». Почти десять лет обсуждается возможность строительства железнодорожного моста через реку Астара на ирано-азербайджанской границе. Новая информация о перспективах проекта поступит после 30 мая из Индии, где соберется международная экспертная группа для обсуждения ситуации.

Большую ставку Баку делает на реализацию нового железнодорожного маршрута Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Однако затраты на строительство этой магистрали в целом могут превысить 1 млрд дол. (на строительство и реконструкцию грузинского участка железной дороги БТК Азербайджан выделил Грузии льготный кредит на общую сумму в 775 млн дол.) Проект будет неполным без нового порта. Поэтому Азербайджан собственными силами ведет строительство международного морского торгового порта «Йени Бакы» в поселке Алят. В свою очередь для работы порта строятся и закупаются новые суда. Надо учитывать, что эти затраты окупятся не сразу. Однако они станут существенным показателем более успешной конкуренции Азербайджана.

Рассмотрим ситуацию в Армении (111 положение в общем рейтинге, 2,52 балла). Трудности Армении, находящейся в центре региональных конфликтов хорошо известны: война с Азербайджаном, официально закрытая граница с Турцией, зависимость от транзита из Грузии. Единственно устойчивой коммуникацией остается воздушное сообщение, однако оно же и увеличивает себестоимость грузов. Тем не мене Ереван пытается находить возможности для развития внутренних коммуникаций. Еревану удалось привлечь российскую РЖД к модернизации армянской железной дороги. В конце апреля 2012 года испанская компания Corsan-Corviam Construccion, S.A. была признана победителем в тендере на строительство трех участков автомобильного коридора «Север-Юг» (сумма сделки составляет 250 млн дол., программа финансируется Азиатским банком развития, работы будут проводиться на участках Аштарак-Талин, Ереван-Арарат и Ереван-Аштарак). По оценке премьера Тиграна Саркисяна, общая инвестиционная стоимость проекта составит 1,5 млрд долларов. Автомагистраль с разрешенной скоростью транспорта в 100 км/ч и с 4 полосами движения протянется от армяно-иранской до армяно-грузинской границы. Данные участки трассы в рамках «Север - Юг» будут первыми в Армении бетонными магистралями общей протяженностью в 550 км.

Модернизация и обновление транспортно-логистической инфраструктуры в новой Евразии происходят крайне медленно. Имеющиеся мощности закладывались во времена СССР и ранее, они никак не рассчитаны на нынешние реалии. Поэтому необходимо затрачивать колоссальные ресурсы, чтобы догнать международный рынок и соответствовать его требованиям. В тот момент, когда качество инфраструктуры и уровень логистики России и постсоветских государств будут соответствовать мировым стандартам, бизнес сможет организовывать свои товарные потоки в регионе на более высоком административном и информационном уровне. В свою очередь, это привлечет в Центральную Азию, на Каспий и Кавказ большее количество внешних инвесторов. Если в этих направлениях будет вестись активная работа, все государства региона продвинутся вверх в глобальных логистических рейтингах, что соответственно повысит инвестиционную привлекательность, в том числе и национальных транспортно-логистических компаний. Однако, в том случае когда уже не будут остро стоять вопросы состояния дорог, простоты взаимодействия с аэро- и морскими портами, эффективность международных транспортных коридоров на территории многих государств СНГ может быть по-прежнему заблокирована этническими и сепаратистскими конфликтами. Пожалуй, это станет главной преградой на пути модернизации коммуникаций. Единственным выходом в этом положении может стать частичная социально-политическая интеграция Новой Евразии.

Вестник Кавказа