28.11.07

«Горбушку» могила исправит?

Открывая заседание, руководитель ФТС России Андрей Бельянинов отметил: «Развитие системы таможенного контроля после выпуска товаров определено как одно из основных направлений деятельности таможенных органов. Разработанная Концепция сформировала теоретическую базу таможенного контроля после выпуска товаров, которая, замкнув технологическую цепочку таможенного контроля в целом, должна многократно увеличить эффективность деятельности таможенных органов. Главное – разработать единые подходы, чтобы в разных концах страны применялись одни и те же нормативные документы, чтобы не было возможности их двоякого толкования».

С учетом центрального аппарата по всей стране в таможенной инспекции служит свыше шестисот человек. Это достаточно серьезная сила, которая способна навести порядок. Говоря о методах работы, об укреплении позиций таможенников, участники заседания сошлись во мнении о необходимости активизации деятельности своих коллег в рамках таможенного аудита: чтобы их узнавали и даже – не устрашимся этого слова! – побаивались. И чтобы таможенники не ограничивались только борьбой с контрафактом. Здесь как раз результаты неплохие. Но это не единственная задача, которая стоит перед сотрудниками Управления таможенной инспекции.

Докладчик по основному вопросу повестки дня начальник УТИ Олег Грачев подчеркнул, что разработка Концепции происходит в условиях, при которых одним из приоритетных направлений совершенствования таможенного контроля определено упрощение таможенных процедур и сокращение времени таможенного оформления в целях формирования благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности по увеличению объемов международной торговли. Таможенный контроль после выпуска должен стать механизмом эффективной защиты экономических интересов России без создания дополнительных административных барьеров.

Сегодня акцент переносится с этапа таможенного оформления на этап таможенного контроля после выпуска товаров. Приоритетное направление – упрощение таможенных процедур, сокращение времени на таможенное оформление. И контроль – не самоцель, а один из элементов механизма эффективной защиты коммерческих интересов России. Сегодня таможенные инспекторы стремятся создать таможенный контроль, адекватный размаху развития торговли. Все делается с учетом рекомендаций Европейской экономической комиссии по упрощению процедур международной торговли. Стремление к развитию торговли и требования контроля не должны противостоять друг другу. Так что, выходит, торговля и контроль – две вещи совместимые.

Между тем анализ показывает, что пока еще недостаточно законодательное обеспечение таможенного контроля после выпуска товаров и транспортых средств. Необходим комплекс мер по повышению прозрачности для таможенных и налоговых органов по крупным торговым сделкам, в том числе создание законодательных рычагов для искоренения использования оффшорных зон в целях уклонения от уплаты налогов. В этой связи настала пора подготовки законодательных актов по ограничению участия в международной торговле фирм-однодневок.

Есть еще ряд нерешенных проблем. Например, при действующем порядке таможенного контроля после выпуска его результаты являются только основанием для дальнейшего рассмотрения дела. Выводы комиссии, зафиксированные в акте таможенной ревизии, не являются обязательными. Кроме того, контроль после выпуска должен учитывать реальную коммерческую ситуацию. Скажем, борьбе с контрафактом препятствует слабая активность представителей фирм-правообладателей.

Так все бы и шло своим чередом, звучали б правильные словеса, обдуманные выводы, словно супрастином обволакивали сознание утешительные фразы из проекта окончательной резолюции – усилить, улучшить, предложить…

И тут – контрапункт.

При слове «контрафакт» возвысил голос председатель коллегии.

– Вопрос хочу задать, немножечко веселый, – сказал Андрей Бельянинов. – «Горбушка» рядом – что мы с нею будем делать?

Руководитель ФТС России имел в виду известную всей Москве электронную ярмарку «Горбушкин двор» в Филях по соседству со штаб-квартирой Федеральной таможенной службы.

– Я однажды зашел туда, – продолжал Андрей Юрьевич, – спросил, сколько стоит фильм? – Сто пятьдесят рублей. – Контрафакт? – Конечно, – с гордостью ответил продавец. Формально мы можем туда приходить каждый день, и это будет как вода – растекаться и стекаться… Каким образом мы можем повлиять на это? Или это не в силах одной таможни? Нужна помощь налоговиков и других правоохранительных структур. Как видится вам разрешение подобной ситуации? Если можно, то на пальцах объясните.

Этот вопрос не застал Олега Грачева врасплох.

– Безусловно, – сказал он, – полномочий у таможенных органов хватает. Однако сам механизм отсутствует – тому препятствуют как нормативные, так и законодательные препоны. Во-первых, надо доказать, что этот товар является импортным, то есть установить точное время и место его перемещения через таможенную границу. Во-вторых, надо идентифицировать товар, стало быть, необходимо заявление от правообладателей. Совокупность этих проблем практически и сводит на нет результаты работы таможенников. И тут, безусловно, совместная работа с правообладателями и налоговой инспекцией принесет свои плоды.

В ходе импровизированной дискуссии выяснилось, что порой план по количеству проверок выполняется таким вот способом – инспекторы ходят по рынкам и составляют акты. Выходит, какая же это борьба с контрафактом?

Это борьба за показатели!

Так что ж – «Горбушку» могила исправит? Это в принципе не таможенная задача – исследовать, что там перемещено через границу. Конкретно речь должна идти о взаимодействии с правообладателем брендов.

Начальник отдела УТИ Лариса Панова указала на тот факт, что наблюдается рост обжалования решений таможенных органов по вопросам корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров.

Есть здесь и объективные, и субъективные причины, и в этом отношении показательно недавнее решение арбитражного суда, который не признал корректировку таможенной стоимости одной из таможен.

Поводом послужило якобы отсутствие достоверной ценовой информации. Здесь налицо перекос. Если для участников ВЭД незыблем принцип презумпции невиновности, то для таможенных структур о нем даже и не вспоминается! Не случайно Лариса Васильевна вспомнила июльскую статью журнала «Таможня» (в 13-м номере) под красноречивым заголовком «Закон что дышло» – там как раз подробно исследованы типичные примеры двойных правовых стандартов. Автор – начальник отдела контроля таможенной стоимости Камчатской таможни Дмитрий Харенко не понаслышке знает те проблемы, которые и стали предметом рассмотрения коллегии ФТС России.

В итоге коллегия ФТС России отметила, что есть еще и нерешенные вопросы, препятствующие дальнейшему развитию и обеспечению результативности таможенного контроля после выпуска. Это, например, касается недостаточного методического обеспечения и, прежде всего, несогласованности некоторых положений Таможенного кодекса с соответствующими статьями других отраслей права.

В Концепции развития таможенного контроля после выпуска заданы основные направления его развития, такие, как совершенствование законодательного и нормативного правового регулирования. Предполагается подготовка предложений по внесению изменений в действующие законодательные акты Российской Федерации. Планируется увеличение срока проверки достоверности сведений после выпуска товаров, с момента утраты ими статуса находящихся под таможенным контролем, с учетом международного опыта, а также по аналогии с налоговыми проверками, что также позволит проводить скоординированные проверочные мероприятия таможенных и налоговых органов. Предполагается закрепление возможности признания незаконно ввезенными иностранных товаров, в отношении которых отсутствуют сведения, свидетельствующие о выпуске товаров, либо установлена их недостоверность.

Также планируется расширить перечень лиц, у которых может проводиться завершающая форма таможенного контроля – таможенная ревизия, дополнив его лицами, осуществляющими операции с ввезенными товарами, не ограничиваясь реализаторами.

Основной стратегией нормативного правового регулирования является формирование правовых предпосылок совершенствования механизмов таможенного контроля после выпуска, включающего в себя более тесное взаимодействие подразделений таможенной инспекции с другими функциональными подразделениями.

Национальная система таможенного контроля после выпуска товаров для обеспечения эффективного функционирования в условиях реалий сегодняшнего дня должна взаимодействовать как со смежными государственными органами, так и с аналогичными системами других государств. Подразумевается как общий обмен информацией на плановой основе, так и передача информации по конкретным объектам проверок.

Предполагается, что основными объектами проверок в ходе таможенного контроля после выпуска должны стать участники внешнеэкономической деятельности, так как работа с ними намного эффективнее работы с товарными партиями. Во-первых, потому, что количество товарных партий исчисляется миллионами, а количество участников внешнеэкономической деятельности десятками тысяч (основных участников – тысячами).

Во-вторых, незаконные схемы организуют участники внешнеэкономической деятельности, и прекращение деятельности одного нарушителя выводит из нелегального оборота значительное количество товарных партий.

Один из самых принципиальных вопросов работы Федеральной таможенной службы – посттаможенный аудит – был рассмотрен на очередном заседании коллегии ФТС России. Создана серьезная теоретическая база, которая позволяет двигаться дальше. Главное – решать вопросы последо- вательно и комплексно, тогда можно с уверенностью, а не на ощупь идти дальше.

Досье «Таможни»

Данные статистики свидетельствуют, что из 60,5 тысяч участников внешнеэкономической деятельности, осуществлявших ввоз товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления в 2006 году, 54 процента прекратили внешнеторговые операции и в 2007 году деятельность не осуществляли.

Если исключить разовые поставки, то прекратило свою работу более 40 процентов участников внешнеэкономической деятельности. Стоимость ввезённых ими товаров составила более 27 миллиардов долларов США. Анализ таможенного оформления в Северо-Западном регионе за 2005-2006 годы показал, что 42 процента организаций осуществляли деятельность меньше месяца, 55 процентов – существовали менее полугода. Вот почему решено планомерно и постоянно выявлять и пресекать деятельность лиц, осуществляющих незаконные операции. Каждый недобросовестный участник внешнеэкономической деятельности должен знать, что это не разовая акция и при продолжении незаконных операций он рано или поздно попадёт в поле зрения таможенных органов и может не только понести значительные экономические потери, но и быть привлечённым к ответственности, в том числе уголовной.

Журнал "Таможня"