12.12.05

Госдума изменила порядок маркировки алкогольной продукции. Цены на алкоголь

Цены на алкоголь, маркированный по-старому, должны снизиться.

Госдума решила привести в соответствие с требованиями ВТО закон Об обороте алкогольной продукции . В результате этого на значительную часть ранее маркированной продукции могут резко упасть цены, а все, что не будет распродано до 1 июня 2006 года, должно быть снято с прилавков. В итоге, по мнению аналитиков, торговцы будут вынуждены продавать качественный алкоголь из-под полы .

В последнее время правительство всерьез озаботилось проблемой наведения порядка в алкогольной отрасли. Оно и не удивительно: по самым скромным оценкам, за счет теневого алкоголя ежегодно мимо государственного кармана проходят миллиарды рублей недоплаченных налогов.

Полугодичная отсрочка

Правительство также предприняло ряд шагов, стимулирующих игроков алкогольного рынка к укрупнению, в частности увеличило минимальною величину уставного капитала производителей данной продукции. Поэтому, по мнению аналитиков, ряд мелких игроков в новом году будет вынужден покинуть рынок.

Перспектива вступления в ВТО также заставляет вносить изменения в механизмы регулирования данной отрасли. Законодатели, стесненные временными рамками, впопыхах вносят различные изменения в закон О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции .

В пятницу Госдума приняла в первом чтении законопроект, уточняющий новый порядок маркировки алкогольной продукции, вступающий в силу с начала нового года. И хотя эксперты отмечают, что он в основном вносит ожидаемые, чисто технические уточнения и, скорее всего, не окажет сильного влияния на потребительский рынок, у игроков данной отрасли рынка некоторые моменты этого закона вызывают справедливое опасение.

Дело в том, что алкогольную продукцию, маркированную по старому образцу, можно будет реализовывать только до 1 июня 2006 года. Срок ввоза в страну продукции старой маркировки, в свою очередь, установлен до 1 апреля 2006 года. По мнению производителей, полугодичной отсрочки для реализации алкоголя со старой маркировкой явно недостаточно.

Эта продукция хуже

По словам президента Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павла Шапкина, внесение данного ограничения во многом напоминает павловскую денежную реформу . Только в случае алкогольной продукции марки старого образца невозможно заменить на новые, а полгода явно недостаточный срок для реализации продукции, маркированной по-старому , заявил газете ВЗГЛЯД Павел Шапкин.

В связи с этим подобное ограничение, скорее всего, вызовет нездоровый ажиотаж на рынке , продолжил президент НАА. Конечно, поставщики алкоголя для ускорения процесса реализации продукции, маркированной по старому образцу, могут порадовать потребителя более низкими ценами.

Но, скорее всего, вероятен другой исход. Чтобы реализовать продукцию маркировки старого образца, компании найдут способы тиражирования фальшивых марок, а это в свою очередь внесет путаницу в данные Единой государственной автоматизированной информационной системы еще в самом начале ее работы , - считает Шапкин.

К тому же, по мнению Павла Шапкина, в запрете реализации алкогольной продукции старой маркировки нет никакой необходимости . Ведь эта продукция уже прошла контроль, так чем она хуже маркированной по-новому, удивляется эксперт.

Россия получает контроль

В новом законопроекте имеется еще один довольно тонкий момент: маркировку товара теперь необязательно проводить на территории РФ. На данную меру Россия была вынуждена пойти в рамках грядущего вступления в ВТО. По мнению части аналитиков, вместо отмены обязательности маркировки на территории РФ не было предложено достаточных мер, способных сдержать ввоз неучтенной продукции.

Для этого явно недостаточно простого расширения перечня документов для получения марок, как это сделал новый закон. В рамках принятого в первом чтении законопроекта перечень пополнился копией внешнеторгового договора, документом, подтверждающим наличие разрешения правообладателя на использование наименования алкогольной продукции (являющегося охраняемым в РФ товарным знаком).

Кроме того, от поставщика потребуют обязательства надлежащего использования приобретаемых марок и документ, подтверждающий обеспечение выполнения этого обязательства в установленном порядке.

Но все же большинство экспертов смотрят в будущее с оптимизмом: хуже, чем сейчас, быть не может . По мнению Михаила Кузнецова, руководителя дирекции M&A инвестиционного холдинга ФИНАМ , объем левого импорта после отмены обязательности маркировки алкогольной продукции в РФ не должен увеличиться.

Помимо всего прочего, принятый сегодня в первом чтении законопроект также расширяет полномочия федеральных органов госвласти при общении с алкогольными ритэйлорами. В его рамках розница обязана предоставлять определенные статистические данные о продажах алкогольной продукции.

Все-таки марки печатаются в России, а объем ввоза каждого производителя тщательно контролируется, пояснил Михаил Кузнецов корреспонденту газеты ВЗГЛЯД. Если количество ввезенного алкоголя превысит число выданных марок, это позволит применить санкции против отдельных компаний. Напротив, выдавая марки различным производителям, Россия получает возможность контролировать ввоз продукции, в том числе в интересах национального производителя , считает он.

Взгляд 12.12.05