28.05.07

Государственная граница приличия

Коммерсант

Московские галеристы отказались от вывоза сатирических картин по просьбам таможенников

Федеральная таможенная служба России вчера опровергла сообщения международных СМИ о том, что она якобы отказалась пропустить через границу шесть произведений современных русских художников на выставку в Дрезден по причине их сатирического характера. Тем не менее выставка Learning from Moscow в дрезденской Staedtische Galerie открылась на текущей неделе без этих отобранных кураторами произведений. В том, кто же все-таки назначил работы невыездными, пыталась разобраться ИРИНА Ъ-КУЛИК.

"В последние дни в печатных и электронных средствах массовой информации получило распространение сообщение относительно того, что российская таможня якобы отказалась оформить несколько картин, которые направлялись на выставку в Дрезденскую галерею",– говорится в сообщении пресс-службы ФТС РФ. По данным пресс-службы, после проведенной ФТС проверки подобная информация не нашла подтверждения. "В Московском регионе таможенный пост Выставочный является специализированным по оформлению подобного вида товаров. Запросы, связанные с таможенным оформлением упомянутых в СМИ картин, предназначенных для экспозиции в Дрезденской галерее, на указанный таможенный пост, как и в другие таможенные органы Московского региона, не поступали",– отмечается в сообщении ФТС.

Но факт остается фактом: шесть картин, предназначавшихся для выставки в Staedtische Galerie, так и не были вывезены в Германию. 23 мая Ъ уже писал об этом скандале. В Дрезден не попали произведения Владислава Мамышева-Монро, Айдан Салаховой, группы "Синие носы". А работа Константина Латышева "Путкин", вызвавшая наибольший интерес западных журналистов, писавших о скандале, на выставку все же попала – она была выслана в Дрезден в цифровом виде и распечатана на месте.

Сотрудники транспортной компании ExpARt, занимавшейся вывозом произведений в Дрезден, подтверждают, что официального письменного запрета на вывоз данных картин со стороны таможни и вправду не было. Тем более что на вывоз всех этих работ имелось разрешение от Министерства культуры. Однако таможенники решили проявить свою гражданскую позицию и настоятельно предложили исключить из груза работы, которые им показались провокативными. В случае же отказа уладить дело на месте обещали передать дело в спецслужбы. Сотрудники транспортной компании говорят, что, посовещавшись с московскими галеристами, предоставлявшими произведения для выставки, решили, что в данной ситуации разумнее всего не настаивать на вывозе опальных работ.

Айдан Салахова, чья галерея предоставила для выставки в Дрездене картину Константина Латышева, сообщает, что ей самой не раз приходилось сталкиваться с "гражданской позицией" таможенников, возмущающихся работой Минкульта, дающего разрешение на вывоз не устраивающих их произведений современного искусства. Что же до художника Латышева, он, как рассказывает галеристка, однажды уже не попадал на другую немецкую выставку, а именно на "Москву–Берлин". Правда, его картину "Новый русский президент", изображающую клоуна, тогда отклонили немецкие кураторы. В Дрезден не была выпущена и работа самой Айдан Салаховой из серии "Персидские миниатюры", представляющая девушку в парандже, держащую в руках минарет. Впрочем, другое произведение из того же цикла никаких нареканий у таможенников не вызвало.

История с дрезденской выставкой не первый случай борьбы таможни за моральный облик вывозимого за рубеж российского современного искусства. В октябре 2006 года таможня аэропорта Шереметьево задержала фотоколлажи все тех же "Синих носов" из серии "Маски-шоу" с изображениями полуголых мужчин в картонных масках президентов Путина и Буша, приобретенные британским галеристом Мэтью Боуном в галерее Марата Гельмана.

Список тем, запрещенных к вывозу, без особого труда может представить любой более или менее следящий за событиями любитель искусства. Прежде всего к "оружию и наркотикам" явно можно приравнять все неканонические портреты президента Путина. На работе "Синих носов", не попавшей в Дрезден, президент РФ также фигурировал – вместе с Иисусом Христом и Александром Пушкиным. Что касается самого солнца русской поэзии, пока трудно сказать, смущает ли оно таможенников само по себе или только в сочетании с изображением Владимира Путина, как у Константина Латышева, создавшего гибрид поэта с президентом. Невыездными рискуют оказаться и другие видные политические деятели. Так, в Дрезден не пустили бен Ладена, в которого преобразился Владислав Мамышев-Монро. Впрочем, возможно, таможенники просто боятся всего исламского, даже отнюдь не похожих на шахидок одалисок госпожи Салаховой.

Остается только посмотреть, будут ли галеристы и кураторы как опытные путешественники предусмотрительно избегать запрещенного к вывозу багажа, точно так же, как сегодня пассажиры, улетающие в США, выгребают из своих сумок все пузырьки и склянки с жидкостями. Конечно, официальные запреты приходится исполнять, но удивительно, что даже пресловутое устное пожелание таможенников было воспринято так безропотно. Если в случае с Мэтью Боуном история о таможенной цензуре все же получила огласку, то сейчас отмолчаться и замять ситуацию пожелали все стороны.

ИРИНА Ъ-КУЛИК.