10.09.10

Граница без замка – не граница

Федеральное агентство по обустройству государственной границы представило принципиально новый для Российской Федерации законопроект «О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Раньше такого закона у нас не было. О значении этого документа и о том, как обстоят дела на контрольно-пропускных пунктах, «Парламентской газете» рассказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности ­Владимир Мельников.

– Как ни странно, проблема пунктов пропуска на границах России существовала всегда. В трагедии «Борис Годунов» описан случай в корчме на литовской границе. Там монах-отщепенец Григорий Отрепьев спрашивал у шинкарки, далеко ль до Луёвых гор? А та ответствовала, что к вечеру мог бы поспеть, кабы не заставы царские да сторожевые приставы. И в ответ Гришка выдавил сакраментальное: «Вот тебе, бабушка, Юрьев день!» Тогда весь Гришкин «транспорт» – это был он сам, и то затор был на границе. А нынче… Моторизованные армады денно и нощно ползут туда-сюда и обратно… Но ползут ли? Сегодня водители, пересекающие с грузом границу, будь то на западе или на востоке, вынуждены по несколько суток находиться в экстремальных санитарно-бытовых условиях – и никакой им там корчмы!

Мне помнится, как десять лет назад в моём родном Забайкальском крае помпезно открывали новый, созданный тогда по последнему слову техники контрольно-пропускной пункт «Забайкальск». В то время через него проходили несколько десятков тысяч человек в год, сейчас – два миллиона. Чувствуете разницу? Из-за несовершенства пограничной инфраструктуры, по подсчётам экспертов, наши убытки каждый год составляют почти 600 миллиардов долларов. Такова стоимость грузов, которые идут в обход России. Об уникальном геополитическом положении страны не говорит только ленивый, но, к сожалению, мы до сих пор свой транзитный потенциал не используем. И одно из узких мест – наши необустроенные пункты пропуска. Состояние портов также оставляет желать лучшего, потому и теряем в этой сфере около 60 миллионов тонн грузов в год. И какие бы гениальные логистические схемы международных перевозок ни придумывали предприниматели, всё в конечном счёте упирается в границу. Специалисты Международного союза автомобильного транспорта подсчитали, что перевозчик закладывает в цену фрахта до тридцати процентов на взятку. Причём речь не идёт о доставке какой-либо контрабанды. Речь идёт о пересечении границы без очереди. Зачастую до сорока процентов своего времени водители при международных перевозках проводят в очередях.

Созданное два года назад Федеральное агентство по обустройству границы Российской Федерации (Росграница) проинвентаризировало все контрольно-пропускные пункты. В итоге из 421 пункта пропуска сегодня функционирует 401 и планируется закрыть ещё 60. Практически все действующие КПП требуют модернизации.

Представленный законопроект «О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» очень своевременный. Как известно, на границе работает одновременно несколько служб: пограничная, таможенная, санитарный, ветеринарный и транспортный надзоры. В представленном законопроекте сделана попытка увязать межведомственную работу всех ведомств в системе какого-то одного органа, но эта попытка пока не удалась, так как не указаны права и обязанности этого органа. На юридическом языке статус – это совокупность прав, обязанностей и ответственности. Данный законопроект, как и многие наши действующие законы, напоминает мне инструкцию для пассажиров в метро, где прописаны права и обязанности пассажиров, но нигде не указано, за что же отвечает администрация метрополитена. Сегодня задача нового ведомства не только зарабатывать деньги, хотя и это важно. Важно получить хозяина на границе, который не только её обустроит, но и будет отвечать за эксплуатацию всей пограничной инфраструктуры.

Парламентская газета; 10.09.10