20.05.08

Граница на доверии

Российские и казахстанские пограничники налаживают обмен информацией

Как ужесточить контроль на российско-казахстанской границе и одновременно ускорить прохождение через нее грузоперевозок - эту нелегкую задачу решали в Саратове руководители Приволжского таможенного управления и департамента таможенного контроля министерства финансов Республики Казахстан.

На встречных направлениях

На Приволжский федеральный округ приходится почти 2,5 тысячи километров границы между Россией и Казахстаном. Через нее перемещается огромный поток товаров, транспорта и пассажиров. В прошлом году только в Саратовской области объемы внешней торговли по сравнению с предыдущим выросли на 19 процентов. Увы, пропорционально увеличивается и количество правонарушений. При этом они касаются не столько взаимной торговли двух соседних государств, сколько торговли с третьими странами, использующими транзитные пути.

И китайский транзит, и наркотрафик проходят через нашу территорию. Вот и в этом году таможенники уже предупреждены о большом урожае опиумного мака в Афганистане. Как говорят специалисты, растет урожай, растут засеянные площади, а вместе с ними растет и наглость наркоторговцев. Пример последних двух месяцев показывает, что и сами партии, которые задерживаются на таможне, раз от раза становятся больше (334 килограмма героина обнаружены на границе в Курганской области, 534 - в Кустанае).

Наркотики сегодня поступают не только с юга на север, но и наоборот. Речь идет о сильнодействующих препаратах с новыми синтетическими составляющими, которые приходят на территорию России из Западной Европы, а затем поступают в Казахстан прямиком в ночные клубы крупных городов. Если раньше обратный поток наркотрафика был на периферии внимания спецслужб, то теперь он становится все более реальной угрозой, так как постоянно набирает обороты. И вот тут казахстанская сторона не меньше российской стала проявлять заинтересованность в обмене информацией.

Сейчас уже обе стороны признают, что испытывают информационный голод. Необходим обмен аналитическими данными и в отношении товаров "группы риска", перемещаемых в зоне ответственности сторон; и сведения в отношении лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотиков.

Пока же нормативные документы предписывают информационный обмен только через центры, по каналу Астана - Москва. Это не устраивает и российских, и казахстанских таможенников: из-за длительности прохождения информация теряет свою актуальность. Многоступенчатость передачи приводит к ее искажению. Поэтому было предложено создать региональный центр обработки информации на базе Оренбургской таможни.

По словам начальника Приволжского таможенного управления Вячеслава Голоскокова, пока налажен более-менее эффективный обмен информацией по линии правоохранения, и это уже дало свои результаты. Об этом свидетельствуют два крупных задержания, проведенных совместно с коллегами из Казахстана (таможенникам удалось изъять более двух килограммов героина и десять килограммов золотых изделий). Именно по информации казахстанских коллег, сообщивших, где предположительно спрятан тайник с золотыми изделиями, их обнаружили наши таможенники. А по результатам задержания партии героина разоблачена целая преступная группировка (часть наркокурьеров задержана на территории России, двое - в Казахстане).

Колбаса контрабандой

Безусловным совместным успехом можно считать и возбуждение шести уголовных дел по фактам контрабанды леса и лесоматериалов. Кстати, с экономической контрабандой связано больше всего уголовных и административных дел. Российско-казахстанская граница на сегодняшний день из-за своей протяженности, относительной молодости и отсутствия традиций, можно сказать, самая открытая. Через нее незаконно пытаются вывезти и золотые ювелирные изделия, и валюту, и драгоценные минералы, и предметы, имеющие историческую ценность, а также контрафактные диски и продукты питания.

Курьезное наблюдение таможенников: довольно массовым объектом контрабанды в последнее время сталаЕ российская колбаса. С начала года уже были выявлены несколько случаев, только на прошлой неделе задержана партия весом в четыре с половиной тонны. Большой поток продуктов питания из России в приграничные области Казахстана объясняется тем, что перерабатывающее производство там пока не развито. Зато из Казахстана в Россию везут водку по причине низкой себестоимости этого товара "за кордоном".

Экономики двух государств во многом схожи: и там, и здесь пока превалирует вывоз сырьевых ресурсов. В принципе же из Казахстана товаров везут больше, так как через границу с Россией на запад проходит транзит китайского ширпотреба (правда, таможенники отмечают, что в последнее время он стал более легальным и качественным). Большую роль сыграло и то, что казахстанская таможня стала реально контролировать транзит, тогда как два-три года назад была просто не в состоянии с ним справиться.

Другой типичный пример трансграничной преступности - перегон ворованных машин на территорию Казахстана с целью временного хранения. Скажем, автомобили воруют в центральных областях России или в Западной Европе, а затем, чтобы замести следы, перебрасывают через несколько границ. Существует целая индустрия по "отмывке", легализации краденых машин. Причем, как правило, речь идет об очень дорогих иномарках. Да и в самом Казахстане на них есть спрос, а он, как известно, рождает предложение.

Границе хватит двух нянек

В Саратове специалисты подтвердили, что закрыть границу для контрабанды можно, лишь объединив усилия таможенных органов. Впрочем, как и сделать ее более комфортной для активного перемещения товаров законопослушных участников внешнеэкономической деятельности и простых граждан.

В связи с этим российские таможенники заинтересовались опытом своих коллег по развитию системы интегрированного управления государственной границы в автомобильных пунктах пропуска Казахстана. О нем рассказал начальник отдела управления организации таможенного контроля министерства финансов республики Миндулла Умбеткалиев. Опыт Республики Казахстан по сокращению количества чиновников на границе решили взять на вооружение. Недавно правительство Казахстана приняло решение, по которому с 1 сентября на границе останутся только две службы - пограничников и таможенников, а было, как и в России, семь, среди них - санитарный контроль, ветеринарный, транспортный... По идее это должно привести к более тесному, эффективному взаимодействию на границе и к минимизации всевозможных злоупотреблений вплоть до коррупции.

Специалисты стран-соседей выработали и совместные подходы по оптимизации количества пунктов пропуска на российско-казахстанской границе. Сложившиеся товарно-транспортные потоки показывают, что некоторые из них развивать нет смысла, они неэффективны, так как не работают на экономику. Есть намерения, объединив усилия, организовать совместный контроль на пунктах пропуска. На совещании договорились также о том, чтобы не было разницы в понятийном аппарате двухстороннего пропуска. Увы, пока не единичны случаи, когда на российской границе транспортное средство пропускают, а на казахстанской оно зависает на нейтральной территории.

Комментарий
Владислав Новиков, и.о. руководителя таможенной службы РФ в Республике Казахстан:
- Не следует рассматривать российско-казахстанскую границу как место, где, с одной стороны, отрабатываются криминальные схемы, а с другой - меры борьбы с ними. На сегодняшний день здесь все активнее проявляется интеграционный процесс. Неслучайно на нашей встрече встал вопрос об организации информационного обмена. Это не только инициатива профессионалов, но и политическая воля руководителей государств.

Сроки создания таможенного союза никто переносить не собирается. И весь комплекс мер по переходу в новое качество несения службы будет жестко контролироваться. Может так статься, что к 2010 году мы вообще снимем границу между нашими государствами. Таможенный контроль будет перенесен на внешние границы таможенного союза.

Конечно, этот процесс будет идти поэтапно, сначала откажемся от контроля за экспортом (Россия - за своим, Казахстан - за своим), а затем и от контроля на самой границе, как с Белоруссией. Но чтобы начать эти процессы, сегодня обе стороны учатся взаимодействию. Известно, что таможни не только контролируют, но и регулируют товаропотоки, формируя при этом 40-50 процентов бюджета обоих государств.

Российская газета ; 20.05.2008