26.05.05

Граница работает по часам

На белорусских пунктах пропуска сократилось время прохождения транспорта.

Западные границы Беларуси россияне давно уже считают нашими общими пограничными рубежами на пути в Европу. В принципе так оно и есть, в том числе с точки зрения закона. Внешняя западная граница обустраивается совместно, в соответствии с решениями Союзного государства. Сегодня она практически отвечает европейским требованиям, предъявляемым к пунктам пропуска граждан и грузов. Благодаря этому через нее в интересах российских предприятий и фирм в ту и другую сторону без задержек перемещаются десятки миллионов тонн груза в год, многие тысячи путешественников.

Недавно пересечение границы стало еще более комфортным. На белорусских пунктах пропуска введены нормы времени, в течение которого должно быть проведено оформление соответствующих документов. На легковой автомобиль с пассажирами отводится 15 минут, автобус - 30, грузовой автомобиль - 40 минут. За это время должен быть осуществлен таможенный, пограничный, фитосанитарный контроль - если, конечно, к тем, кто пересекает границу, нет обоснованных вопросов.

Наибольшее время, как правило, занимают таможенные формальности. Потому мы обратились за комментарием в Государственный таможенный комитет Беларуси.

- К новым нормативам мы шли постепенно, - рассказал корреспонденту "СОЮЗа" начальник одного из управлений ГТК Сергей Борисюк. - Так что аврала, спешки во вред делу не будет. Не будет теперь и вопросов, почему один раз прошел границу за 40 минут, а второй - за 4 часа. Все стало намного прозрачнее, понятнее и для белорусских, и для российских граждан.

Как же на практике теперь выглядит прохождение границы, предположим, туристическим автобусом? Руководители тургрупп сообщают таможенникам сведения о наличии в автобусе товаров, подлежащих декларированию, и тому подобных обстоятельствах. Если дополнительного оформления не потребуется, то пограничник сверит документы, и путь свободен. Если же у таможенной службы появились веские подозрения - придется отъехать на специальную площадку и пройти дополнительную проверку. В случае выявления нарушений представителям этой турфирмы в следующий раз на доверие можно не рассчитывать. К слову, не стоит надеяться на то, что ослабнет таможенный контроль и в отношении участников так называемых шоп-туров, граждан, едущих индивидуально. Нарушители попадут в специальную базу данных и в следующий раз к ним будет проявлено повышенное внимание. Таким гражданам не стоит пытать счастья даже на небольших пунктах пропуска - они, как заверили нашего корреспондента в ГТК Беларуси, сегодня также оборудованы по последнему слову техники.

Перед введением нормативов времени всем причастным к этому ведомствам пришлось провести большую подготовительную работу. Недавно, к примеру, в белорусском ГТК состоялось совещание с туроператорами, представителями ряда министерств и ведомств. От них ведь тоже теперь потребуется больше четкости в выполнении формальностей, без которых при пересечении границы не обойтись. Таможенники, в частности, попросили заранее уведомлять о том, когда и где тот или иной автобус будет пересекать границу. Чтобы там туристов уже ждали. Это касается и российских туроператоров, встречу с которыми белорусские таможенники провели на днях. Еще одна деловая встреча состоялась с таможенными службами Литвы. Обсуждался вопрос создания на границе "зеленого коридора". В середине июня ожидается очередной раунд переговоров на эту тему.

А каковы перспективы? Сегодня граждане Беларуси при пересечении границы могут рассчитывать на прохождение таможенного контроля по упрощенной схеме. Чтобы распространить этот порядок и на россиян, требуется провести немало согласований. Этот вопрос, как ожидается, будет обсуждаться на одном из заседаний Таможенного комитета Союзного государства.

Российская газета 26.05.05