22.10.08

Граница стала современнее

В Белоруссии после реконструкции открыт международный автомобильный пункт пропуска Мокраны.

В торжественной церемонии приняли участие председатель ГТК Республики Беларусь Александр Шпилевский, первый заместитель председателя Государственной таможенной службы Украины Игорь Пиковский, первый заместитель председателя ГПК Республики Беларусь Вадим Зайцев, представители Постоянного комитета Союзного государства, ответственные работники дипломатических миссий, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, строительных подрядных организаций.

Участники торжества констатировали высокое качество выполненных строительных работ, современный уровень дизайна. Реконструкция осуществлялась в сжатые сроки, без остановки деятельности пункта пропуска, что было весьма непросто. Александр Шпилевский, высоко оценив сделанное, подчеркнул, что благодаря современным подходам, новым технологиям, хорошо обученному персоналу граница стала современнее, а транзитные возможности Беларуси – более привлекательными.

Пункт таможенного оформления Мокраны создан на базе Малоритского таможенного поста 7 июня 1993 г. после подписания в декабре 1992 г. в Киеве соответствующего межправительственного соглашения. Первоначально инфраструктура Мокран представляла собой обустроенную площадку рядом с постом ГАИ. В непростых условиях болотистой местности предстояло осуществить комплекс работ по водопонижению, а затем и возведению первых капитальных сооружений.

Для коллектива ПТО возрастающий с каждым годом поток грузов и пассажиров на оживленной трассе Брест – Кишинев – Одесса стал настоящим испытанием на прочность. За последние 5 лет грузопоток через ПТО Мокраны возрос почти в 3 раза. Ежегодный тоннаж перемещенных через таможенную границу грузов вплотную приблизился к 600-тысячной отметке, тогда как в 2001 г. их было всего 200 тысяч тонн. Половина – это российский транзит. В результате ПТО Мокраны вырос до самого крупного на украинском направлении и приобрел международное значение. Ежегодно его пересекают около 1,5 миллиона человек.

Учитывая рост грузо- и пассажиропотока, в 1996 году ГТК Республики Беларусь инициировал привлечение бюджетных средств Союзного государства для создания на белорусско-российском участке границы современного пункта пропуска, отвечающего международным требованиям. Строительство ПТО Мокраны осуществлялось в три этапа.

В подготовительный период (2004 – 2005 гг.) строились высоковольтные линии, трансформаторная подстанция, подъездные пути. К марту 2006 года были возведены служебно-производственные здания с залами оформления грузового транспорта, бокс углубленного досмотра грузового транспорта с рампой, котельная, инженерные сети и сооружения (1-й пусковой комплекс).

С апреля 2006-го по декабрь 2007 года осуществлялось строительство служебно-производственных зданий для досмотра пассажиров, а также служб государственного контроля, бокса углубленного досмотра автотранспорта, навесов в зоне погранично-таможенного контроля легкового автотранспорта и автобусов, асфальтобетонных покрытий, тротуаров (2-й пусковой комплекс). В качестве генподрядной строительной организации выступало ОАО «Строительный трест № 8». Финансировалось строительство на паритетных началах за счет бюджетных средств Союзного государства и Республики Беларусь. В целом по объекту стоимость строительно-монтажных работ составила 243,8 миллиона российских рублей.

В результате реконструкции пропускная способность пункта пропуска «Мокраны» увеличилась с 500 до 825 автотранспортных средств в сутки. Ожидается, что возможность непосредственного выхода через ПТО Мокраны на II трансъевропейский транспортный коридор Париж – Берлин – Варшава – Минск – Москва даст импульс дальнейшему развитию торговых, туристических и деловых отношений.

Кардинальные изменения, привнесенные в приграничную инфраструктуру, позволяют создать комфортные условия как для граждан, пересекающих границу, так и для представителей служб, осуществляющих на границе функции государственного контроля. ПТО Мокраны оснащен самыми совершенными средствами технического контроля, компьютеризирован и подключен к высокоскоростным линиям связи.

«Граница не разъединяет, а делает комфортным общение между людьми, которые не имеют за душой зла, – подчеркнул первый заместитель председателя Государственной таможенной службы Украины Игорь Пиковский. – Введение в эксплуатацию такого чудесного пункта пропуска создает все предпосылки для передвижения товаров, расширения общения».

Журнал "Таможня" № 14июль 2008 <>/p>