20.12.05

Граница в фокусе интересов

Правительство возьмет под особый контроль работу, которую проводит ФТС . Эту фразу Михаила Фрадкова, сказанную на совещании в Федеральной таможенной службе, многие газеты вынесли в заголовки. Однако далеко не все комментаторы отметили, в каком контексте были произнесены слова об особом контроле. Премьер-министр говорил о работе ФТС по созданию системы, эффективно объединяющей, как он выразился, и фиск, и регулирование. Система - ключевое слово. Когда преодолеем межведомственному коррозию, когда наконец договоримся, как создать и администрировать такую систему, тогда мы фактически предопределим успехи работы на границе , - подчеркнул Михаил Фрадков.

Протокол и дискуссия


Совещание в штаб-квартире ФТС России было организовано в режиме видеоконференции, в которой приняли участие начальники всех региональных таможенных управлений. Таким образом, премьер-министр и сопровождавшие его члены правительства могли из первых рук получить информацию о состоянии дел на местах. В свою очередь у региональных руководителей была возможность напрямую узнать, что правительство ждет от таможенной службы.

Совещание вполне могло бы стать протокольным мероприятием, где подчиненные привычно отчитываются перед высоким начальством, а потом почтительно выслушивают руководящие указания. Однако на деле всё оказалось интереснее: получилась достаточно живая и динамичная дискуссия, в ходе которой выяснилось, что в правительстве нет принципиальных разногласий по поводу будущего таможенной службы, однако нет и единодушия в решении ряда важных вопросов.

Контуры новой системы

Открывая совещание, руководитель ФТС России Александр Жерихов сказал, что ему, конечно, хотелось бы прежде всего рассказать о позитивных переменах и достижениях. Но продуктивнее, по мнению главы ФТС, сосредоточить внимание на проблемах. Тем более, что их накопилось немало. Мы отчетливо видим недостатки существующей сегодня системы таможенного контроля. Система эта громоздкая, сложная и весьма затратная для участников ВЭД - как по финансам, так и по времени , - отметил Александ Же-рихов. Он напомнил, что при пересечении границы товар проходит семь видов контроля: пограничный, таможенный, фитосанитарный, ветеринарный, транспортный, санитарно-карантинный, миграционный (при необходимости). При этом участники ВЭД должны представлять во все инстанции по очереди практически одни и те же документы.

Что касается внутренних таможен, где проходит основное таможенное оформление товара, то и там процедура не так проста, как хотелось бы. Принцип одного окна пока еще не стал общепринятым.

О том, что государственных контролеров на границе слишком много, говорится уже давно. В конце 2004 года была создана межведомственная комиссия, которая разработала первые рекомендации по пересмотру схемы работы на границе. Речь шла о том, чтобы оставить в пунктах пропуска лишь две службы -пограничную и таможенную (принцип одной остановки ), а остальных подключать к контролю в случае необходимости. Эта идея заложена и в концепцию развития таможенной службы до 2010 года, которую вскоре планируется рассмотреть на заседании правительства.

Проект забуксовал

Напомним, что глава Минэкономразвития России Герман Греф, выступая в феврале этого года на коллегии ФТС, говорил о новой схеме работы на границе, как о практически решенном вопросе: Наша задача - в первом квартале закончить разработку схемы, переложить ее во все проекты нормативных актов и внести в правительство. Это нужно сделать до конца марта .

Однако сделать это не удалось ни в марте, ни в ноябре. Проект забуксовал. Судя по всему, это объясняется и субъективными, и объективными причинами. Во-первых, возникли межведомственные разногласия. Во-вторых, разработчики проекта столкнулись с тем, что фундамент новой схемы не выстроен до конца.

В идеале новая система таможенного контроля должна действовать следующим образом. Владелец товара или таможня назначения заранее направляют электронную информацию о ввозимом грузе в ГНИВЦ ФТС России. Оттуда информация передается на пункт пропуска и в таможню назначения. При въезде транспортного средства на территорию пункта пропуска все данные о транспортном средстве и ввозимой партии товара, передаются в единую базу данных контролирующих органов. После анализа информации, полученной из единой базы данных, принимаются соответствующие решения - либо пропустить груз, либо провести дополнительную проверку. Собственно говоря, именно такая схема работы предусмотрена рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли, разработанными Всемирной таможенной организацией. Россия эти стандарты поддержала. Однако это не значит, что новую систему контроля можно быстро внедрить в практику. К сожалению, пока не хватает двух опорных структур - налаженной системы предварительного информирования и единой базы данных контролирующих органов. Кроме того, требуется оснастить пункты пропуска специальным оборудованием для контроля грузов.

Техника для досмотра

Оснащение пунктов пропуска на границе инспекционно-досмотровы-ми комплексами (ИДК) для проверки большегрузных автофургонов и контейнеров Александр Жерихов назвал важнейшей задачей. Тем более, что наши соседи такой техникой уже обзавелись. В Китае, например, действуют 47 комплексов, в Казахстане - четыре.

В России пока нет ни одного. Первый стационарный комплекс планируется ввести в эксплуатацию в конце нынешнего года на пункте пропуска Троебортное на российско-украинской границе. Три мобильных комплекса будут установлены в следующем году на границе с Финляндией и Латвией в рамках проекта Всемирного банка. Еще 19 комплексов запланированы к установке до 2010 года в Федеральной целевой программе Государственная граница . Однако этого явно недостаточно, учитывая протяженность наших границ. По мнению Александра Же-рихова, нужны еще 27 стационарных и 22 мобильных ИДК.

По оценке экспертов ФТС, на закупку комплексов в целом потребуется 8 миллиардов рублей. Сумма значительная, однако потери бюджета от недостоверного декларирования в разы больше.

Герман Греф полностью поддержал главу ФТС. При этом министр заявил, постепенное оснащение пунктов пропуска новым оборудованием не даст должного эффекта. Потоки серого импорта и контрабанды будут перемещаться туда, где нет ИДК. Надо разово потратить средства на лизинг необходимого оборудования и одновременно установить его на ключевых пунктах пропуска. Затраты окупятся самое большее за четыре месяца , - подчеркнул Герман Греф. Правда, министр назвал другую цифру потенциальных расходов - 6 миллиардов рублей. Возможно, расхождения в оценках связаны с разными схемами закупок. Примечательно, что в конкурсах на поставку оборудования будут участвовать и российские компании.

Кто обустроит границу

Перечень проблем на границе не исчерпывается отсутствием ИДК. По словам Александра Жерихова, только 45 пунктов пропуска из 317 соответствуют современным требованиям. Программа Государственная граница проблему модернизации решает не полностью, так как в ней предусмотрено обустройство всего 65 пунктов пропуска.

Кроме того, с учетом перехода к новой схеме работы на границе по требуется провести расширение дорожной сети, организовать места стоянки транспорта вне пунктов пропуска, за пределами зоны таможенного и пограничного контроля.

Кто будет отвечать за развитие и эксплуатацию приграничной инфраструктуры? Руководитель ФТС предложил два варианта: либо создать специализированное федеральное агентство при Минэкономразвития России, либо поручить дело государственному унитарному предприятию Ростэк , для которого эта сфера хорошо знакома.

Куратор таможенной службы Герман Греф, судя по всему, склоняется ко второму варианту. Действительно, зачем создавать новую структуру, когда есть действующее предприятие, которое обладает опытом обустройства пунктов пропуска и сетью филиалов по всей стране? При этом министр отметил: если Ростэк будет выступать в роли единого балансодержателя, его придется лишить коммерческих функций. В то же время, как считают эксперты, возложение новых обязанностей на Ростэк потребует дополнительного финансирования, так как строительство объектов инфраструктуры - весьма затратное мероприятие.

Единства мнений нет

Известно, что новую схему работы на границе в правительстве поддерживают далеко не все. Различие мнений проявилось и на совещании в ФТС. Министр транспорта Игорь Левитин заявил, что вместо радикальных перемен надо просто рациональнее распределить силы: 75 процентов внешнеторговых грузов, которые ввозятся автомобильным транспортом, идут через 17 основных пунктов пропуска. При этом у нас есть пункты пропуска, где проходят от силы пять автомобилей в день. А мы там держим таможню и все другие службы .

Идею сокращения числа контролирующих служб Игорь Левитин назвал несвоевременной. Если мы сейчас уберем с границы транспортную инспекцию, то потеряем наших автоперевозчиков. Их позиции захватят иностранцы, как это уже случалось, когда мы ослабляли контроль , -сказал он.

Опасения министра транспорта частично разделил вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин. В принципе деловое сообщество выступает за уменьшение числа контролеров на границе. Но мы против того, чтобы поспешно снимать транспортный контроль. Если это произойдет, хлынет неуправляемый поток, и отечественный бизнес может пострадать . У главы Федеральной пограничной службы Владимира Проничева свой взгляд и на проблемы обустройства пунктов пропуска, и на организацию таможенного контроля. Например, по его мнению, было бы целесообразнее проводить таможенное оформление прямо на границе. Таким образом, единства мнений нет по целому ряду вопросов.

Аргументы и выводы

В роли модератора на совещании выступал Михаил Фрадков. Премьер-министр уточнял позиции оппонентов, анализировал их аргументы, расставлял акценты, формулировал выводы.

Коснувшись разногласий между Минтрансом и Минэкономразвития по поводу новой схему работы на границе, Михаил Фрадков заметил: Убедить Минтранс в том, что надо смягчить позицию - не фокус. Гораздо важнее не растерять то, что имеем. Не нужно торопиться, не создав условий для перемен .

Судя по всему, ключевым элементом новой системы таможенного контроля премьер-министр считает единую базу данных контролирующих органов, где будет аккумулироваться информация из таможни, налоговых органов, МВД и других структур. При этом он отметил, что попытки создать такую информационную базу делались на протяжении последних двадцати лет, но без особого успеха.

Это сложная задача психологически, технически, политически. Не сомневаюсь, что решение вопроса находится в поле интересов всех - и бизнеса, и правоохранительных органов, и юристов , - сказал Михаил Фрадков. Вопрос пока остается открытым, но решать его всё равно придется. Иначе все наши потуги -и интеллектуальные, и финансовые, которые будем предпринимать, финансируя пограничников и таможенную службу, окажутся неэффективными , - резюмировал премьер-министр.

Михаил Фрадков также сообщил, что намерен провести аналогичное совещание в налоговой службе, чтобы понять, как лучше скоординировать работу всех ведомств.

Алексей Путинцев
Журнал Таможня 21 от 25.11.05