22.04.08

Граница в тени

Таможня формирует почти половину доходной части бюджета, считается самой коррумпированной из госструктур и по итогам проверки Генпрокуратуры получает представление о недостаточно энергичной борьбе с экстремизмом.

Генеральная прокуратура по итогам проверки предъявила руководству Федеральной таможенной службы (ФТС) претензии: по мнению надзорной инстанции, таможенники не пресекли в должной мере каналы поступления экстремистских материалов из-за рубежа. Но таможенные посты — не ключевое звено в борьбе с экстремизмом. Подавляющее большинство печатной продукции и аудиоматериалов, которые Федеральная регистрационная служба признала экстремистскими, изданы в российских типографиях и студиях звукозаписи.

Тем не менее проверка ФТС — хороший повод задуматься о действительных проблемах службы. Таможенники могли бы работать более эффективно. Некоторые болевые точки современной отечественной таможни отмечены в представлении прокуратуры: «На международных пунктах пропуска отсутствует оборудование для взвешивания грузового автотранспорта <...> помещения для хранения, досмотра товаров и транспортных средств. Это не позволяет провести стопроцентный досмотр грузового транспортного средства в пункте пропуска». Представители «государева ока» указали и на низкое качество оперативно-розыскной деятельности в борьбе с контрабандой.

ФТС и сама признавала материально-технические проблемы: только 19% от общего количества автомобильных пунктов пропуска отвечают современным требованиям по оснащению и уровню сервиса. Это тем более удивительно, что ФТС — ключевой наполнитель бюджета. В 2002 г. таможня перечислила в казну 588 млрд руб., в 2005 г. — 2,1 трлн руб., в 2007 г. — почти 3,3 трлн руб. Растет и доля таможенных платежей в доходной части бюджета — с 35% в 2002 г. до 44% в 2007 г., в нынешнем году правительство хочет увеличить ее до 50%.

Строгий контроль за работой таможенников, к сожалению, наладить пока не удается. По данным исследования Национального антикоррупционного комитета, объем коррупционных услуг в таможенной сфере превысил $25-30 млрд — это свыше 20% сумм, перечисленных ФТС в казну в 2007 г., и в три раза превышает неформальные платежи во всех других госструктурах.

Не зря глава службы Андрей Бельянинов издал 1 апреля приказ, которым предписал таможенным органам, занятым оформлением и контролем прохождения грузов через границу, визировать проекты всех решений в управлении собственной безопасности.

Самые хитроумные бюрократические механизмы не смогут изжить взяточничество и контрабанду. Чтобы заинтересовать таможенников в ревностном исполнении обязанностей, стоит премировать их сразу после задержания контрабанды, а не после ее реализации, увеличить социальный пакет, гарантировать им и их семьям надежную защиту от посягательств приграничного криминала.

Необходим простой и прозрачный порядок таможенного оформления. В частности, нужно установить единые пошлины на группы товаров. Кое-что уже сделано: ФТС ввела в действие электронную систему декларирования грузов, которая позволяет ускорить процедуру оформления. Однако пока отечественная система декларирования не связана с аналогичными электронными терминалами таможенных служб других стран, сотрудники ФТС не смогут быстро выявлять попытки провезти телевизоры под видом запчастей к рентгеновским аппаратам или выдать ширпотреб за шарики для настольного тенниса. Наконец, необходимы поправки в ряд законов, которые определяют порядок перемещения товаров через границу, прежде всего в Таможенный кодекс. В частности, необходимо уточнить порядок хранения товаров на таможенных складах, полномочия сотрудников ФТС при их задержании и аресте и процедуру возмещения за незаконное изъятие грузов. Такие поправки уже разработаны и после обсуждения будут внесены в Госдуму.

Ведомости ; 22.04.2008