17.07.07

Границу закупорила пробка

На границе Латвии и России скопилось более 1500 фур с грузом для Москвы и регионов. Каждый день транспортные фирмы несут колоссальные убытки, но ничего поделать не могут.

Первые очереди появились еще прошлым летом. Тогда все ответственные лица уверяли, что в скором времени ситуация разрешится. Прошел год, на носу август — самый “товаровыгодный” месяц, и история повторяется.

Водителям приходится проводить на границах по нескольку суток, прежде чем их пропустят в Россию.

— За прошлый год сумма убытков транспортников из-за вынужденных простоев на границе составила 20 миллионов евро, — рассказал “МК” президент латвийской ассоциации грузовых перевозчиков Валдис Трезеньшь. — Далее ситуация, если ее не взять под контроль, будет только ухудшаться.

Возникает вопрос: а с чего вдруг граница с Латвией вдруг стала такой популярной? Почему перевозчики “прут” именно сюда?

— Примерно 40% фур из Литвы, около 23% — латыши, третье место за российскими машинами, — рассказывает Трезеньшь.

По его словам, граница Латвии стала популярна по одной причине: страна вступила в ЕС, и теперь грузы в Россию удобнее всего переправлять именно через эту маленькую страну.

Что касается большого количества фур из Литвы, то и этому есть объяснение: литовцы категорически не хотят везти груз транзитом через Белоруссию.

— Несмотря на то что сейчас ситуация в этой стране исправляется, у всех еще свежи в памяти все сложности, которые белорусская сторона “наворотила” в свое время. Там нужно было платить слишком большую таможенную пошлину, кроме того, белорусы постоянно вводили какие-то ограничения на грузы. Вот перевозчики и ушли оттуда, — говорят в Латвии.

В итоге таможенно-пропускные пункты, не рассчитанные на такой огромный грузопоток, встали намертво.

— Мы со своей стороны пытаемся сделать все возможное, чтобы решить эту проблему, но одного нашего желания мало, — говорит Трезеньшь. — Нужна помощь России. До сих пор с вашей стороны были только обещания “помочь и разобраться”, но реально никаких дел сделано не было. Сейчас грузопоток тормозит именно Россия, лишая тем самым своих граждан многих товаров.

На самом деле г-н Трезеньшь не прав. Если год назад пропускная способность таможни составляла 350 машин в сутки, то в этом году уже 450. Хотя и этого мало.

— Парадокс, но чем дальше, тем хуже. Россия увеличивает объем торговли, что, конечно же, очень хорошо. Но при этом все больше и больше товара “тормозится” на таможне, — говорят в Латвии.

А ведь в ближайшее время через Латвию может пойти еще больше грузов, поскольку из-за скандала с Бронзовым солдатом многие перевозчики отказались от услуг эстонских транзитников и пускают товары опять-таки через Латвию.

Вполне вероятно, что скоро проблема с очередями начнет решаться. В конце недели в Латвию прибывает министр транспорта РФ Игорь Левитин.

Московский комсомолец; 17.07.07